Новости

Презентация русского перевода "Природы Средиземья". 
«Природа Средиземья» - сенсация 2021 года, сборник толкиновских неопубликованных трудов, посвященных миру Арды и подготовленный Карлом Ф. Хостеттером неофициальный «XIII-й том» «Истории Средиземья» - наконец-то выходит на русском языке!  Переводчики «Природы» поделятся своими воспоминаниями о работе над книгой, интересными находками и открытиями и ответят на вопросы. Презентация пройдет с участием Н.А. Науменко – главного редактора издательства АСТ, стоявшего у истоков его создания: именно благодаря ему стала возможной публикация на русском языке и «Природы», и многих других книг толкиновского легендариума. Если вы мечтали задать вопросы издателю о перспективах толкинистики в России, об авторских правах и о том, что происходит в издательской «лаборатории» прежде, чем книга окажется в руках читателя – это ваш шанс!
Подробнее
Вескон-2024 - уже в эти выходные!
Дорогие друзья! Здесь мы собрали для вас всю самую важную информацию о Весконе-2024.
Подробнее
Мастерская "Страна Снов"
Мастерская "Страна Снов" представит на ярмарке авторскую керамику: посуду, свечи, украшения, ловцы снов и многое другое. Кроме того, у нас можно приобрести открытки с рисунками одного из мастеров, а также футболки с нашими принтами.
Подробнее
Вечер эльфийских песен
Традиционный Вечер эльфийских песен расширяется - теперь мы поем и читаем стихи на языках почти всех народов Арды (кроме орков, их не нашли. Если у вас есть стихи на орочьем - несите, нам интересно). Квэнья и ах'энн, тэлерин и синдарин, кхуздул и адунаик и, конечно, речь танца - реконструкция и создание языков по любви и в галлюцинации, тексты самого Профессора, желание услышать, как гудят снасти корабля ардийской истории. 
Подробнее

Доклад Аллор: "Про мебель, или ваниар - "пуфики у ног Могуществ"

Доклад Аллора "Про мебель или "ваниар - пуфики у ног Могуществ"


“Why are we here, Major?”
“Because we’re a f***ing peace-keeping corps...”
(c) “Water”
(– Зачем мы здесь, майор?
– Потому что мы гребаные миротворческие силы...)

Впрочем, речь о ваниар. Соображения по следам ряда дискуссий в блогах, а также по мотивам фэндомских представлений, сиречь фанона.
Заранее оговорюсь: фэндом внимания ваниар уделяет немного, но когда уделяет... И, за редкими исключениями, уделяет внимание в определенном контексте – когда хочет противопоставить иным любимым героям некую «серую массу». Потому эссе получится вынужденно в некотором роде полемичное, ибо у каждой точки зрения есть ряд носителей, а у носителей есть конкретные предпочтения... Здравых представителей фэндома ни в коем случае не хочу обидеть. Просто, увы, перекосы резче бросаются в глаза, так что от них не отмахнуться.
Так или иначе, фанон ан-масс у нас таков: ваниар – это те, кто первыми примазался к Владыкам и вследствие этого ничего более толком не делает, только сидит у ног означенных Владык и песенки распевает, а за то их приказано уважать и величать. Сразу видно «дядя – бяка» (с). Цитаты соотвествующие есть, и, если воспринимать их в лоб, то примерно та картина и получается. Далее делается вывод, что данный народ ничего не умел, в том числе и воевать. Ну как же, за нолдор в Эндорэ не ушел, в резню в Альквалондэ не ввязался – значит... ну да, «сидели у ног Великих». То, что не просто сидели, а:
«Когда стало ясно, что Моргот бежал, Боги собрались над мертвыми Деревьями... и с ними Линдар, народ Ингвэ, стояли и плакали» (5, 233).
«И (когда ушел Феанор) вместе с Валар были Ваниар, рядом с Богами, разделяя их горе и беспокойство» (5, 235).
Когда вышло Солнце, Валар снова укрепили Валинор и поставили на горах охрану, и «на поляне Валмара Линдар установили стражу, так что ни птица, ни зверь, ни эльф, ни человек, ни другое создание из Срединных Земель не могло ее миновать» (5, 243) – так то Сильмариллион аж из пятого тома, охота копаться.
Ну вот так, погоревали и перешли к действиям по защите родного края. Впрочем, поскольку Валар изначально (по мнению части фэндома) «душители всех пламенных идей», то и патриотизм ваниар уважения у фэндома не находит – как можно быть патриотом такой скучной родины? Вот Феанаро – другое дело, «стал Валинор темен, как и Эндорэ» – можно и уйти, все равно здесь не оценили. Очень здравый и смелый подход, а главное – не «верноподданнический».
О ваниар вообще написано немного, и спасибо за материалы, подобранные Юлией Понедельник (частично я просто использую, с ее позволения, куски ее доклада – просто кавычки не ставлю) и Истанаро. Если суммировать их, то выходит, что Профессор позиционировал данный народ как мудрый, продвинутый и сильный. И почти все лучшие представители народа элдар несут в себе часть крови ваниар. Ну да, ваниар любимы Валар, особенно Манвэ и Вардой (что, разумеется, данный народ изрядно компрометирует). Конечно, они сблизились с Валар и не оставили их. Более того, отправились в экспедицию в Эндорэ – разбираться с Мелькором-Морготом. Тоже плохо: известно, как народ относится ко всяким там «миротворческим корпусам ООН». Раз организованно отправились воевать на континент – значит, каратели, захватчики и тупая солдатня. Причем как уживаются в сознании части фэндома эти два стереотипа – «поющие пуфики» и «солдатня» – непонятно. Впрочем, поскольку основной стереотип все же «пуфики», то «солдатня» отходит на второй план. Настолько, что о роли ваниар в Войне Гнева вообще как-то ненавязчиво забывают. Орлы, Эонвэ, иногда припоминают Эарендила с Сильмариллом на Вингилоте, люди Трех Племен, наконец... Скорее выведут наличествующие в Эндорэ остатки нолдор, не упоминавшиеся в каноне как боевые единицы (хотя эти остатки в лице последних феанорини разве что Сильмариллы отобрали, убив часовых). А ваниар так, прогуляться сходили.
Отчего же все-таки в народных фэндомских массах такая неприязнь ( в лучшем случае – равнодушие)?
Причин может быть несколько. Первая – «бунтарская». Любая власть антинародна, следовательно, те, кто власть поддерживает, – приспособленцы или быдло (или и то и другое, одно другому, как правило, не мешает). А если приспособленцы заявлены как творческие работники, причем работающие со словом, – то понятно, что занимаются сочинением проправительственных агиток (то самое, часто встречающееся: «поют только гимны Валар»). Это первый и более старый, что ли, ассоциативниый план, сейчас привносить в фанон политические и социальные актуалии не так модно и не так популярно. Зато возникло более упрощенное и детское восприятие уже с иными параллелями (впрочем, учитывая средний возраст «обвинителей ваниар», тут нет ничего удивительного, – хотя, конечно, из правил есть исключения). Идентифицируя себя с творческими, задорными, отвязными нолдор (эпитеты взяты из сетедискуссий), данные представители фэндома, похоже на то, автоматически ассоциируют Валар с преподавателями или предками, кто как. Не поставили зачет, не разрешили у друзей заночевать, не ценят, не уважают, «держат в золотой клетке»... И так хочется их послать и уйти в ночь холодную, но никак, так хоть прилепившись душой к нолдор исходящим, можно вдоволь намечтаться о свободе от родительской опеки и института... Соответственно, ваниар – стукачи и подлизы, раз пребывают с этими угнетателями в дружбе. И какие тогда у них могут быть достоинства, кроме недостатков?
Если брать по пунктам, то можно обвинения сгруппировать примерно так (пользуюсь в данном случае статьей Юлии Понедельник, ее текст – курсивом):

1) Бесполезность и неумение делать что-то собственными руками.

В текстах сообщается, что ваниар любили более всего «поэзию и музыку», которой обучил их Манвэ. Очевидно, что это и было их основным «занятием» (как для нолдор – мастерство, связанное с металлом и камнем, и лингвистика, а для тэлери – мореходство). Из этого у фэндома тянется убеждение, что больше ничего ваниар не умели и только «распевали песенки», причем почему-то только «гимны Валар». Хотя, во-первых, в текстах нет такого указания, во-вторых, единственное известное нам поэтическое произведение ваниар – вовсе не гимн («Альдудэниэ», Плач о Двух Древах), а в-третьих, единственный озвученный в текстах гимн Валар (конкретно – Элберет) поют не ваниар, а вовсе даже нолдор (в ВК, Гильдор и его эльфы).
Может, ваниар тоже посвятили сколько-то песен друзьям-Валар – и что, сразу подхалимы и «паиньки»? Как будто никто из живущих ни разу не сочинял что-то для кого-то. Но ваниар – другое дело, они же «своей головой не думают» (с), им бы только «посидеть у ног Стихий». Отчего такое восприятие? Трудно сказать, возможно, ненавистники сих персонажей никогда не дружили с творческой публикой или у них не было старших товарищей, причем именно товарищей, а не лидера очередной микротусовки пирамидального типа. То есть стереотипы «старшие не могут быть друзьями», «те, кто не оспаривает постоянно мнение страших, – тупицы» и т.п. засели у многих фэндомцев частью со школьной программы, частью, вероятно, то ли от сидения в офисах соотвествующих контор, то ли от тех самых тусовок. Короче, естественное вроде неприятие конформизма выливается в огульное неприятие тех, кто почему-то с начальством (если Валар считать начальством) в ладах.

Идем далее. Собственно, я плохо понимаю, почему «поэзия и музыка» называется творчеством «бесполезным». Почему, собственно, создание драгоценных камней, вышивка, скульптура или резьба по камню у нолдор – более полезны? Не вижу никакой разницы. Либо все эти «творчества» одинаково бесполезны... либо одинаково полезны. Да и говорить о том, что «всех бы этих поэтов, писателей и художников к станку или на поле, а своей ерундой пусть занимаются в свободное время» – фу, господа, как примитивно. Как отдает худшими советскими (хотя и не только) воззрениями насчет «тунеядства». А что касается ценности словесного творчества, то за некоторые произведения не жалко отдать и горсть бриллиантов. Или даже Сильмариль. С другой стороны, все почему-то забывают, что и нолдор отнюдь не были только мастерами «ручной работы». А лингвистика? И чем она, собственно, полезнее «поэзии и музыки»?

Откуда есть пошло обвинение ваниар в «безрукости» – быть может, от этой фразы об Индис «она не ведала работы рук»? Но, понятно, что судить по одной Индис обо всех ваниар – смешно, и потом, как бы ваниар жили, если бы все, поголовно, ничего не умели делать руками? У них что, в домах слуги были из нолдор? Или все делалось «само собой»? Оба предположения смехотворны. Конечно, ваниар хуже строили дома или что-то делали руками, чем нолдор, – но говорить, что не могли ничего делать вообще – глупо. И если не написано, то не значит – не было, не надо нам тут арагорновых штанов.

Таким образом, даже если ваниар и правда занимались обычными «поэзией и музыкой» – и то я не вижу причины их не уважать. Но почему бы не пойти дальше? Вспомним, что вся Арды «создана Музыкой», что в ней практикуются некие «песни силы»... А что если ваниар пели именно их, а? Наряду с обычными. И изучали их воздействие на мир? И способы, как лучше это воздействие применить? Не просто «эльфы, распевающие песни», а мудрецы и ученые, воздействующие на мир не с помощью рук и инструментов (как нолдор), а с помощью звуков.
А быть может, ваниар еще и искали и изучали следы Арды Неискаженной? И искали способы ее восстановить, хотя бы частично? Исправить Музыку? По мне так – весьма круто. И хотя это текстами не подтверждается, но почему бы нет?
Консистентности мира последнее утверждение отнюдь не противоречит. Опять же, раз уж учились музыке у Манвэ с Вардой, то – с кем поведешься, с тем и наберешься.
Да и искусство их могло быть тем самым, основанным на аллюзиях, смыслах, многочисленных пластах сознания, слитым с текстом и глобальным месседжем... короче, то, что сейчас называется «чистым искусством», то есть ментальным, не функциональным и ни в коем разе не декоративно-прикладным (в кое входит все практически, кроме вышеупомянутого). Но это уже меня занесло, с моей профдеформацией. Так или иначе, записывание ваниар в тунеядцы при партийной кормушке отдает ропотом и руганью в маршрутках и электричках.

2) Ваниар – «аморфные», «несамостоятельные», «равнодушные».

Ну, прежде всего начну с третьего определения. Откуда у него растут ноги – понятно. Ваниар-де совершенно не думали об Эндорэ и о страданиях тамошних жителей, сидели себе в Валиноре и распевали песни (ну, о том, что не совсем, может быть, просто распевали, я сказала выше, а о том, что не совсем и сидели, скажу позже). И тут мы опять упираемся в недостаток фактов. Да, ваниар никуда не пошли. Да, Ингвэ «не оглядывался на Средиземье». Но были ли они все «равнодушны»? А вот не факт. Как минимум Амариэ, родичи Эленвэ, Индис вместе с Ингвэ никак не могли быть «равнодушны» к сведениям о родичах (и о Средиземье). Сомневаюсь я в таком уж их «олимпийском спокойствии» на этот счет. Да, о психологических их переживаниях ничего не сказано. Ну да мало ли о чем не сказано! Все-таки Сильм – это летописи синдар и нолдор, а не ваниар. Потому и не сказано. И не думаю я, что и остальные были совсем уж «равнодушны».

«Ну хорошо, – скажут мне, – не равнодушны, но почему сидели ровно и ничего не предпринимали?» Здесь мы подходим к двум другим обвинениям – «аморфные и несамостоятельные». Потому и сидели, что слушали Валар. А Валар считали, что нечего в Эндорэ эльфам пока делать. Моргота все равно не одолеть, а только сами погибнут напрасно. Точнее говоря, конечно, не напрасно. Все мы знаем, что Исход нолдор помог и синдар, и людям. Но положа руку на сердце – кто из нолдор тогда думал о спасении синдар и людей? Да никто, фактически. Фэанор был озабочен тем, чтобы «не отдать людям своего первородства» (какое у него было бы отношение к людям с такими воззрениями – страшно и думать. Может, и хорошо, что он с ними не встретился). О синдар Фэанор не думал вообще – иначе использовал бы этот аргумент при встрече с Ольвэ. Дети Финарфина вроде как думали о своем родственнике Тинголе, но все же главными причинами их решения идти в Эндорэ называются другие – желание «свободно править на востоке» (Галадриэль), нежелание покидать друзей и свой народ (остальные). В общем и целом получается, что и нолдор были «равнодушны» к жителям Эндорэ – так чего же одних ваниар в этом обвинять? Более того, нолдор «равнодушны» и к своей родине – Валинору. А вдруг сейчас Мелькор вернется с десятком Унголиант, сотней балрогов и мильон мильонов орков? Защищать Валинор кто будет? Одни Валар? А вдруг не смогут? В общем, ваниар вполне резонно остались – надо же кому-то и Валинор защищать. И самостоятельно выбрали сторону Валар. А нолдор самостоятельно пошли за Фэанором. И самостоятельно верили лжи Мелькора. Куда ни кинь взгляд – все кого-то слушают, то есть тоже вроде как «несамостоятельно решают». Ваниар слушают Валар, не слушают Мелькора и Фэанора. Нолдор не слушают Валар, слушают Мелькора и Фэанора. Вот хоть убейте – разницы здесь не вижу.

«Несамостоятельность» считается «позорной» из-за того, что здесь решения перекладываются на чужие плечи. Но, собственно говоря, кто сказал, что не надо слушать советов мудрых? Разве не так поступаем и мы, если признаем мудрость авторитета (да или хоть его житейский опыт)? А проявить послушание бывает ох как нелегко. Вспомним начало Нирнаэт. Полководец Моргота вызывает воинов Фингона на битву с помощью жуткой провокации. Легко ли было тогда этим воинам сохранить спокойствие и, слушая приказ командира, остаться на месте? Думаю, что вряд ли. Вот вам и легкость «несамостоятельности». Но Гвиндор приказ нарушил (хотя я его все же не виню, слишком это было трудно выдержать), и что из этого вышло – все знают. Это было одной из причин поражения в Нирнаэт. И по моему мнению, ваниар похожи на этих воинов Фингона – может, им и очень хочется помочь нолдор и покарать Моргота – но надо соблюдать дисциплину и прислушиваться к мнению Валар. Так что здесь я не вижу причин ваниар унижать.
Но слово «дисциплина» многими представителями фэндома явно воспринимается в отрицательной коннотации, чего уж...

Опять же – «не пошли в Исход – не имеют своего мнения». Но Эленвэ пошла через льды. Что же до «своего мнения», то та же Индис, которую почем зря как только ни обзывают, пошла замуж за Финвэ, при том что Валар назвали пресловутый «статут» «путем вниз». То есть «минздрав предупреждал». А в фэндоме наблюдаем соотвествующую картину: дети Индис – второй сорт, Индис – злая мачеха (видимо, представляют себе, как она бедненького малыша Феанаро метлой по дому гоняла и голодом морила, забыв, что Феанаро уже отнюдь малышом не был), дети Индис вообще Феанаро жизнь заедали и на его законное место метили (как можно метить на место наследника при бессмертном короле – Финвэ, это отдельный вопрос). Неприязнь к ваниар, соотвественно, распространяется и на глав Второго и Третьего Домов нолдор. Причем если Финголфин как-то еще воспринимается позитивно (ну как же, он ведь за Феанаро все же пошел и вообще героически сложился в поединке с Мелькором), то для Финарфина нелестных эпитетов не жалеют. Как есть урод, мало того что сын хитрой пройдохи Индис, при живой... пардон, ушедшей навсегда в Залы, но кто обращает внимание на мелочи... жене влезшей в койку... то есть в дом Финвэ, так еще трус и подлиза, шестерка валар, не пошел в Исход и не помог отбивать корабли у куркулей-телери. Воистину, жалкая, ничтожная личность. Про всяческую несостоятельнсость ваниар сказано выше. И впрямь, тут герои-пассионарии в Исход идут, плюнув в лицо тем, кто их родителей в Валиноре поселил (и на вожжах туда не тащил), а эти зануды и трусы, вместо того чтобы покинуть затемненный Валинор, остаются с Валар и помогают чем могут. Подхалимы. Видимо, Профессор по недосмотру и за недостатком политического чутья не написал про спецпайки, дачи и особые премии, выданные этим штрейкбрехерам... Ведь любому истинно свободомыслящему созданию не придет в голову, что родину, которой правят всякие там Стихии, можно (а то и нужно) не бросать. Зачем она, такая родина, тем более что там темно и нет Сильмариллов? В принципе, подход понятен: на родине что-то пошло наперекосяк – ну ее, можно и нужно валить, раз не обеспечили. И в правительстве уроды, и в стране бардак, и вообще. А кто на месте сидит – тот или рохля, что никому за бугром не сдалась, или прикормленные функционеры. Достаточно распространенная житейская позиция, почему не перенести ее на персонажей, беря самый примитивный, поверхностный ассоциативный пласт? Очень красиво выходит, а главное – сразу можно противопоставить своих любимых героев-нонконформистов этим... паинькам. И чувствовать себя тем самым отверженным, но несломленным героем.

3) Ваниар первыми пришли в Валинор, задружились с Валар и сидят у ног Могучих. Поэтому их все уважают, а так они ничего полезного не делают.

См. выше. А дальше, имхо, оппоненты путают причину и следствие. Валар и ваниар именно потому и «задружились», что имели некие общие черты характера. Скорее всего, ваниар были самыми «неискаженными» из эльфов (недаром говорится, что им присущ особый «благородный дух (орэ)». Скорее всего, ваниар проявляли особый интерес к «музыке и поэзии» (а как мы знаем, музыка в Арде – это не трень-брень на трех аккордах, это порой очень мощное орудие воздействия). Скорее всего, ваниар лучше всего приближались к пониманию Замысла Эру. И ВСЕ эти свойства были причиной уважения других эльфов. То есть если бы не было призыва эльфов в Валинор, все равно ваниар стали бы «самыми уважаемыми» среди эльфов (и неэльфов). А близость к Валар – это уже постольку-поскольку. Нет, конечно, она тоже играет роль (вспомним, что и самих нолдор уважали за то, что они учились у Валар), но даже без этого ваниар было бы за что уважать. И Валар они слушают именно по этой причине – потому что считают их решения верными, потому что близки к ним по духу – а не потому, что «несамостоятельны». Что касается сакраментального «сидят у ног Могучих», то это нормальное положение в архаическом иерархическом обществе. Это сейчас все такие свободолюбивые да независимые, на президента плюнут и с гордым видом прошагают мимо, не поздоровавшись (насколько это, правда, соответствует истинной внутренней свободе – неизвестно. Вроде как подхалимство и лизоблюдство еще ой как распространены, да и поди реально в президента плюнь, на самом-то деле...). Просто «внешние проявления» власти потихоньку уходят в прошлое. А раньше это считалось совершенно нормальным. Никто не видел унижения в том, чтобы стоять в присутствии короля. Только вот Валар – это не ничтожные земные короли, это куда круче, и тут уж не грех и поклониться, и сесть у ног. И это не унижение и не подобострастие – это нормальное поведение, внешнее выражение уважения и почитания. Неоднократно доводилось наблюдать, как часть «нонконформистов» сбивается в тусовки «пирамидального» типа и там завсегда есть те, кто за счастье почитает сбегать за пивом для гуру, – ну как же, сравнивать нельзя, разве что с теми же ваниар (вот только ряд наблюдаемых тусовок вовсе не как ваниар себя позиционируют...).
Так или иначе, представления о грамонии не роляют. То есть сам тезис о том, что кто-то чувствует гармонию и прибивается к тем, кто сами – гармония, уже оскорбителен как данность. Узурпировали некоторые айнур права на гармонию мира. Опять же, если Валар – родня Моргота и вообще тираны, то какая такая у них гармония? У них одно дело – «гнобить свободные народы Средиземья»... Кто с ними – прихлебатели.

4) Ваниар не смогли бы выиграть Войну Гнева, потому что у них не было боевого опыта.

А кто ее тогда выиграл? Один Эонвэ с Эарендилем? Горстка выживших эдайн с эльфами? Если так, то зачем было помощь из Валинора звать – сами бы справились. Но не справились. И как хотите – а ваниар в этом войске должно было быть больше всего, это, так сказать, «ядро» сил Валар. Конечно, можно обвинить Толкина в «нереалистичности» – мол, невозможно, чтобы «необстрелянные новобранцы» победили закаленных в боях орков и прочих чудищ. Может, и нереалистично. Только тогда давайте по этой же причине и победу в Дагор-нуин-Гилиат аннулируем. Потому что нолдор тогда тоже были неопытны (не считать же особым опытом битву в Альквалондэ!). Либо нереалистичны обе победы, либо обе реалистичны. А что касается тренировок – так, извините, читаем Сильм: «Но они (Валар с эльфами) воздвигли в Калакирии множество крепких башен со стражами, а при выходе ущелья в долину Валмара встало лагерем большое войско...»

В «Квэнте Сильмариллион» из пятого тома сказано еще определеннее: «Но эльдар поставили там вечную стражу: флот тэлери стерег побережье, остатки номов жили в глубокой долине меж гор, а на равнине Валмара, где ущелье выходит в Валинор, расположились сторожевые лагеря линдар (ваниар)...»

Таким образом, ни ваниар, ни тэлери не сидели в Валиноре «сложа руки». Как мы видим, они опасались вторжения из Средиземья, а сами Валар не могли не знать, что им еще придется сражаться с Морготом, и так готовили себе войско на этот случай. Тут может быть два варианта: либо в этих «сторожевых лагерях» сидели и обучались военному делу одни и те же ваниар (своего рода «кадровые военные»), либо они сменяли друг друга (аналог «воинской повинности» с тем только отличием, что это были добровольцы). Поскольку эльфы бессмертны и ничего не забывают, то такие обученные группы годятся для войны и через сто, и через пятьсот лет. Вполне вероятно, что все это «большое войско» иногда устраивало «большие маневры», где эльфы учились действовать совместно. Таким образом, не вижу, чем их подготовка отличалась от подготовки нолдор (после которой те выиграли Дагор-нуин-Гилиат) и не понимаю, почему надо сомневаться в победах ваниар (тем более ни об одном крупном разгроме их сил нам неизвестно, а в конце концов они «наклали» гораздо большему войску, чем те, с которым сталкивались нолдор – поскольку по цитате сил Моргота в этой войне «не вмещал Анфауглит»).

И между прочим, если бы ваниар проявили «непослушание» и погибли в войнах с Морготом – то кто бы тогда сражался в Войне Гнева? Так что их «послушание» было вполне оправданным и рациональным.


Вот тут-то самые развесистые обвинения в «пуфичности» и расцветают. Соображения, что ваниар не были подготовлены – это мелочь, и это легко опровергнуть. Главное обвинение не в этом, а в том, что «ваниар бездумно исполняли волю Валар». Типа послали Валар их в бой с силами Мелькора – а те и пошли без лишних разговоров. Ну не тупицы ли? Видимо, они должны были устроить митинг пацифистов, заявить Валар, мол, ваш родич – сами с ним и меситесь, короче, поступить как истинно вольномыслящие личности, не желающие слепо повиноваться решениям правительства. А эти пошли. Воевать за не сдавшееся им Эндорэ. Лицемеры. Трудно сказать, отчего представители фэндома забывают о такой вещи, как, допустим, воинская присяга (с учетом текстов насчет стражи, то есть как-то воинские обязанности были оговорены)? Вероятно, солдаты, выполняющие приказы командиров, все поголовно тупицы и подхалимы? Про пресловутую лояльность даже как-то и вспоминать неудобно. Хотя когда в сетедискуссиях и на полигонках слышишь с придыханием произнесенные клятвы верности «лордам», все эти «мой лорд», «я верен моему лорду» (впрочем, речь там обычно о праведных лордах нолдор, так что да, сравнение некорректно), то опять возникает когнитивный диссонанс: лордам нолдор можно хранить верность и исполнять их приказы, иным лордам – нельзя? Видимо, срабатывает то соображение, что когда «хорошие», то исполнять их волю – высшая доблесть, а когда «плохие» (а Валар, конечно, плохие) – то это «нежелание думать самостоятельно». Кстати, нолдор, пошедшие вслед за Финродом, вероятно, тоже «тупицы». Во-первых, какая-то клятва смертному (не Клятва же), во-вторых – нерационально, опять же, в Нарготронде были замечательные феанорини – вот кому надо было повиноваться без размышлений, точнее, именно мыслящий элда и должен был встать на сторону феанорингов, а как же. У них же истинное правое дело и по-настоящему серьезная Клятва... Но все же Финрод ваниа только на четверть, так что с ним не так все однозначно, в нем и хорошее было, истинно нолдорское, так что гнилую кровь можно и простить... Видимо, тут в контексте фэндома сказывается то ли неприятие армии как института, то ли то, что ан-масс личности, обливающие ваниар презрением, в армии не служили. Да и вообще война их (и слава богу) не затронула. Ну и чисто тусовочные соображения, что не всякое слово обязательно держать, смотря кому это слово дадено, да и вообще: свобода воли, хотел – дал слово, захотел, назад взял, и «не надо на меня давить!!!».
Кстати, в контексте Войны Гнева возникает и такое соображение: дескать, нолдор ослабили Моргота, иначе бы войско Валинора с ним и не справилось (читай – и оно даже несколько раз озвучивалось открытым текстом: «пришли на готовенькое»). Не умаляя заслуг двух домов нолдор и Трех племен, нельзя не отметить, что Моргот тем не менее был вполне полон сил, и ощущение, что «в Эндорэ «все дошло до ручки» было отнюдь не субъективным...

Так или иначе, но вывод получается своеобразный – в контексте выявленных тенденций: нынче в определенных кругах фэндома понятия гражданского долга, выдержанность, занятие своим делом без качания прав и неконфликтность приравниваются к моральному уродству.
И еще занятное наблюдение по мотивам все тех же дискуссий: части народа почему-то кажется, что их любимые герои будут особо выигрышно смотреться на фоне помоев, вылитых на других героев, не похожих на тех или занятых иным. Как мне кажется, помои ни для кого выигрышным фоном быть не могут...
Резюме же такое, в чем-то тенденциозное, но и эссе – про тенденцию: создается ощущение, что сам масштаб интерпретаций несколько измельчал. Если некогда размышляли о глобальном противостоянии личности и системы, о свободе воли и роке, то ныне все уходит в плоскость житейских разборок, уровень противостояия – борьба офисного планктона с офис-менеджером и детишек – с вредными предками. И поиск индульгенций для своих косяков за счет «свободных» героев. Грустно.