Новости

Конец Эпохи: совместное мероприятие МГ "Остранна" и Вескона
Друзья, мы приглашаем вас на мероприятие "Конец эпохи", которое будет посвящено последнему периоду существования Белерианда: от падения всех эльфийских королевств и образования поселения в Гаванях Сириона и дальше. 
Подробнее
Хельги Липецкий "Об Умбаре в свете гондорского завоевания"
Что мы знаем о городе или державе Умбар? Пиратский оплот в конце Третьей Эпохи, великая крепость Гимлада в середине Второй — но какой цели служившая? Известен ли путь, приведший от данного начала к финалу? Что представлял собой Умбар в первом тысячелетии Третьей Эпохи? Как может прояснить эти вопросы история первого гондорского завоевания? Есть ли у неё исторические параллели?
Подробнее
Правила Нуменорской встречи 7 апреля 2019
Наша встреча пройдет в школе «Интеллектуал» (ул. Ярцевская д. 10 – там же, где Вескон), на втором этаже, в аудитории 206. 

Воскресенье 7 апреля, с 13.00 до 22.00 (можно прийти, когда вам будет интересно, расписание здесь). 

Аренда аудитории, видеокамеры, проектора, экрана – все это стоит денег. Поэтому участники встречи сдают небольшой взнос в размере 100 рублей. Взнос сдаем наличными, приходя в аудиторию. 
Участник может быть освобожден от взноса лишь в особом случае, по инициативе организаторов встречи. 

Список организаторов встречи: 
• Арторон (контакты с помещением, взносы) 
• Алоэ (организует первый блок – теоретический) 
• Лоссэ (организует второй блок – ролевой)
Подробнее
УДАЛЁННОЕ ПРИСУТСТВИЕ (ДЛЯ ИНОГОРОДНИХ)

На Нуменорской встрече 07.04.2019 мы тестируем возможность удалённого присутствия. Информация для тех, кто живет не в Москве, но хочет принять участие в нашей встрече...

Подробнее

Юлия Понедельник "Жены и дети Финрода Фелагунда"

Иллюстрация Иры Аллор https://vk.com/ira_allor.

Если говорить о самом Финроде, или, точнее, Фелагунде, как его звали изначально, то он появился в текстах Толкина замещая ни кого иного, как Келегорма. Да, в черновиках «Лэ о Лэйтиан» королем Нарготронда был Келегорм, сын Феанора, к которому и пришел Берен (поскольку отец Берена некогда спас Келегорма в битве и Келегорм дал клятву помощи ему и его роду). Но коллизия столкновения двух клятв не то показалась Толкину слишком сложной, не то он не хотел ставить героя в почти тупиковую ситуацию, поэтому он поступил просто: придумал нового героя и одновременно придумал новую ветвь рода Финвэ. Изначально никакого Финарфина и его детей в текстах не было.

Итак, Фелагунд появляется в «Лэ о Лэйтиан» и его история уже очень похожа на окончательную версию «Сильмариллиона», которую я не буду здесь пересказывать. В «Лэйтиан» упоминается отец Фелагунда – Финрод (именно так изначально звали Финарфина), упоминается и младший брат Фелагунда Ородрет. Есть там и известная строка о том, что после своей трагической гибели «Фелагунд смеется под древами Валинора, и не вернется вновь в сей серый мир войны и слез». Однако же никаких следов жены или детей Фелагунда в «Лэйтиан», будь то даже переписанная позднее версия или черновики найти не удается. Фелагунд-король Нарготронда одинок в семейной жизни и у него в Эндоре нет живых близких родичей, кроме Ородрета.

Тем не менее, в дальнейшем Фелагунд семьей все-таки обзавелся. Это может показаться странным, но дальнейшее развитие семейная жизнь Фелагунда получила не в текстах-черновиках «Сильмариллиона», а в черновиках «Властелина Колец». По неким соображениям Толкину показалось важным сделать Галадриэль, лесную королеву, происходящей из народа нолдор. Вряд ли он хотел связывать ее с домом Феанора, дом Финголфина тоже, похоже, не показался ему подходящим. И Галадриэль оказалась происходящей из «дома Финрода». В черновиках «Повести Лет» определенно говорится, что Галадриэль была «дочерью Фелагунда». А в раннем тексте «О Кольцах Власти и Третьей Эпохе» добавляются и кое-какие подробности ее жизни в Первой Эпохе, причем в трех вариантах. В первом из них сказано: «Она (Галадриэль) была королевой и владычицей лесных эльфов, но сама происходила из нолдор и пришла из Белерианда во дни Изгнания. Некоторые говорят, что она была дочерью Фелагунда Прекрасного и бежала из Нарготронда в день его падения». Второй же вариант говорит следующее: «А некоторые говорят, что она была дочерью Фелагунда Прекрасного и ушла из Нарготронда до его падения и перешла через горы в Эриадор еще до прихода Фионвэ».

Итак, как мы видим, Фелагунд обретает здесь дочь, Галадриэль. Не очень ясно, родилась ли Галадриэль в этом варианте в Эндоре или пришла с отцом из Валинора. Однако это родство очень значимое. Третий Дом, самый младший и позже всех появившийся в легендариуме обладает неким ореолом благородства. Он недаром «золотой» и это относится не только к цвету волос (хотя и цвет волос имеет значение). Галадриэль же у Толкина имеет особое значение, недаром он сравнивал ее с девой Марией.

Итак, Галадриэль стала дочерью Фелагунда, но кроме того, еще один герой также стал претендовать на родство с этим древним королем. Речь идет о Гиль-Галаде, который также назван «сыном Фелагунда», правда, без особых подробностей биографии в Первой Эпохе. Хотя одна подробность все же есть – Гиль-Галад здесь младший брат Галадриэли и сказано, что «они редко встречались, ибо еще до возведения Нарготронда и до того, как Фелагунд бежал из Дортониона, она (Галадриэль) перешла через горы на восток и покинула Белерианд, и первой из нолдор вошла во внутренние земли и слишком поздно услышала призыв Фионвэ». Это уже третий вариант биографии Галадриэли – дочери Фелагунда. Таким образом, становится понятно, что Гиль-Галад был рожден уже в Белерианде и, скорее всего, в Нарготронде, который так и не увидела Галадриэль. Хотя брат и сестра все же встретились, возможно, уже во Второй Эпохе.

Что касается жены Фелагунда и матери Галадриэли и Гиль-Галада, то о ней ровным счетом ничего не сказано и вообще, о ее наличии приходится судить только по появлению у Фелагунда детей. Пришла ли она с Фелагундом из Валинора или Фелагунд женился на ней в Белерианде – неясно. Если взять третий вариант, при котором Галадриэль уходит на восток еще до Дагор Браголлах, то очевидно, что эта свадьба, если она произошла в Белерианде, должна была состояться достаточно рано, буквально сразу после расселения нолдор. Тогда у Галадриэли будет достаточно времени, чтобы вырасти и уйти на восток во вполне взрослом и самостоятельном возрасте. Что касается Гиль-Галада, то, как я уже говорила выше, он явно родился гораздо позже, уже после Дагор Браголлах и к Войне Гнева был, по меркам эльфов, довольно юным. О происхождении жены Фелагунда здесь тоже сказать ничего нельзя – была ли она из нолдор или из синдар? Я больше склоняюсь ко второму варианту, поскольку это представляется более логичным: Фелагунд сначала обустроился в Белерианде, поселился (первоначально) на Тол Сирионе, а потом уже женился. А если бы его невеста была из нолдор, тогда, скорее, он женился бы еще в Валиноре.

Итак, вот что у нас получается для варианта «черновики Властелина Колец». Напоминаю, что «Финрод» здесь – это Финарфин, отец Финрода Фелагунда.

Черновики «Властелина Колец» и «О Кольцах Власти и Третьей Эпохе». 

Так даже в первом издании «Властелина Колец» Галадриэль остается дочерью Фелагунда. Но уже во втором издании Толкин меняет ее происхождение, хотя оставляет важное для него происхождение из Третьего Дома: Галадриэль становится не дочерью, а младшей сестрой Фелагунда. Вероятно, Толкин решил сделать свою героиню более «древней» и мудрой, видевшей еще Валинор и принадлежащей к более старшему поколению. Таким образом фигура Галадриэли становится еще более величественной, чем в первом варианте. О родстве Гиль-Галада с Фелагундом тоже более не упоминается, и в опубликованном «Властелине Колец» происхождение этого героя вообще скрыто мраком неизвестности.

Но Толкин не совсем оставил идею происхождения Гиль-Галада от Фелагунда. Завершив работу над «Властелином Колец», он вернулся к работе над «Квэнтой Сильмариллион». Исправляя и дополняя более ранний текст, Толкин в главе «О разорении Белерианда и гибели Финголфина» делает следующее дополнение:

«Но, устрашившись, что все крепости обречены в конце концов пасть пред мощью Моргота, он (Фелагунд) отослал свою жену Мэриль к ее народу в Эглорест, и с ней ушел их сын, еще ребенок, за яркость глаз прозванный Гильгалад, Звездный Блеск».

В главе о Берене и Лутиэн тоже есть вставка, которая сделана после эпизода с передачей Фелагундом короны Ородрету:

«Но, предвидя опасность, он велел Ородрету отослать его сына Гильгалада и жену».

Эта фраза была вычеркнута, но далее, в той же версии легенды о Берене и Лутиэн, существует третье небрежно написанное примечание без указания на место вставки, но явно относящаяся к отрывку, в котором Ородрет изгоняет Келегорма и Куруфина из Нарготронда:

«Но Владычица                    , жена Инглора, покинула народ Нарготронда и ушла с сыном своим Гильгаладом в Гавани Фаласа».

Итак, если Галадриэль теперь является сестрой Фелагунда, то Гиль-Галад так и остается его сыном. Появляется и информация о жене Фелагунда – ее зовут Мэриль и она происходит «из народа Эглореста», то есть из фалатрим, народа Кирдана. О ее родстве с самим Кирданом, однако, ничего не говорится. Фелагунд здесь со всей очевидностью женится уже в Белерианде, во времена Долгого Мира. Гиль-Галад родился, скорее всего, незадолго до Дагор Браголлах, если уж Фелагунд отсылает его с матерью в безопасное место, то речь явно идет не о взрослом эльфе. Имя «Мэриль» означает либо «цветок», либо «роза» (второе известно из эпилога к «Властелину Колец», который не был опубликован). (Все это варианты, которые прописаны в «Поздней Квэнте Сильмариллион», 11 том «Истории Средиземья»).

Таким образом, генеалогии меняются так. Я сразу говорю, что пока не обозначаю здесь Ангрода и Аэгнора, хотя они уже появились, чтобы не слишком усложнять:

«Поздняя Квэнта Сильмариллион», часть 2. 

Жена Финрода в Нарготронде появляется еще в одной заметке, в которой говорится о Келебримборе: «Когда он (Келебримбор) жил в Нарготронде, как изгнанник, он полюбил Финрода и его жену, и был поражен поведением своего отца и не ушел с ним».

Вероятно, здесь речь идет именно о той самой жене из Эглореста и матери Гиль-Галада. Сын Финрода в этой заметке не упоминается, впрочем, нет никаких оснований считать, что он перестал им быть.  

Однако и на этом варианте Толкин не остановился. Может быть, ему казалось, что жена и маленький сын могут поколебать решение Финрода помогать Берену даже ценой своей жизни, а может быть, дело в том, что ему пришла в голову красивая и сильная сцена с пророчеством, о которой мы знаем по «Сильмариллиону». В главе «О нолдор в Белерианде» говорится, что у Финрода не было жены. Во время пира в честь постройки Нарготронда Галадриэль спрашивает брата, почему так, и он отвечает: «Я тоже принесу клятву и должен быть свободен, чтобы выполнить ее и сойти во тьму. А от моего королевства не останется ничего, что мог бы наследовать сын».

Этот эпизод взят в «Сильмариллион» из текста «Серые Анналы». Однако, чтобы найти его истоки, нужно обратиться еще к одному тексту под названием «Маэглин», где описывается история Арэдели и Эола и появление на свет Маэглина. Когда говорится о том, что у Тургона не было сына, а была лишь дочь, в черновиках дается такой вариант объяснения: «У Тургона... не было наследника, ибо его жена, Алайрэ, была из ваньяр и не пожелала оставить Валинор». Потом были еще генеалогии эльфов, где жена Тургона названа «Анайрэ» и под ее именем стоит примечание «ваниа, которая осталась в Туне». И уже позже Толкин снова заменил имя на «Эленвэ» и написал трагический эпизод о гибели Эленвэ, жены Тургона, при переходе через Хэлькараксэ. Однако «жена из ваниар, оставшаяся в Валиноре» вовсе не канула в Лету, а была передана «по наследству» от Тургона Финроду. В «Серых Анналах» сразу за эпизодом с пророчеством на пиру в Нарготронде говорится: «Однако, говорят, что до этого часа столь холодный расчет не руководил им; ибо любил он Амариэ из ваниар, а ей не было дозволено отправиться с ним в изгнание». В этом эпизоде интересны сразу две вещи. Во-первых, Галадриэль не знает о любви Финрода, следовательно, скорее всего, дело не дошло до официальной помолвки. Почему это произошло, остается только гадать. Лично я считаю, что встретились и полюбили друг друга Финрод и Амариэ незадолго до гибели Древ и ухода нолдор, а когда случились все эти события, влюбленные могли и отдалиться друг от друга, вряд ли Амариэ одобряла выступление Феанора и его последователей против воли Валар. А Финроду «земли на востоке» и поддержка родичей показались важнее любви. Второй интересный момент – это слова «не было дозволено отправиться с ним в изгнание». Получается, что Амариэ все же хотела уйти, но кто-то, очень значимый для нее, запретил ей уходить, и она осталась. Снова остается только гадать, кто был выразителем запрета. Родители Амариэ? Король Ингвэ? Валар или даже кто-то из Валар лично, например, Манвэ, которому ваниар были особенно дороги? Может, даже, все эти личности вместе. В любом случае, видимо, несмотря на всю любовь к Финроду, Амариэ не пожелала презреть этот запрет.

Итак, в этом варианте текстов Финрод потерял свою средиземскую жену и обрел покинутую валинорскую возлюбленную. Однако, Толкин был достаточно добросердечен, чтобы не совсем уж лишать Финрода семейного счастья. В тех же «Серых Анналах» сказано, что Финрод был убит в схватке с волком и «Так в Средиземье погиб благороднейший из потомков Финвэ, и более уж не вернулся; ныне живет он в Валиноре с Амариэ». То есть мало того, что Финрод возродился в Валиноре, так он еще и вновь обрел былую любовь и слово «живет» явно подразумевает под собой вступление Финрода и Амариэ в брак. Это, кстати, интересный момент, он доказывает, что «возрожденные» обретают все способности живых и вполне могут вступать в брак и рождать детей. Вполне возможно, что у Финрода с Амариэ в Валиноре родились дети.

Однако, эта версия семейного положения Финрода, хотя мы с ней знакомы по «Сильмариллиону», не является единственной среди поздних версий. В генеалогических таблицах рода Финвэ Толкин утверждает, что у Финрода Фелагунда был сын по имени «Артанаро Родотир». Это измененное имя ни кого иного, как Ородрета, который до того был братом Финрода. Так что «Ородрет» сдвинут на поколение вниз, он теперь не внук, а правнук Финвэ. Тем не менее, Толкин не собирался отказываться от «версии Амариэ», потому что он достаточно быстро исправляет эту часть генеалогий и делает Артанаро Родотира сыном уже не Финрода, а его брата Ангрода, и заменяет ему имя на «Артаресто». В заметке, приложенной к генеалогиям, Толкин пишет:

«Финрод оставил жену в Валиноре, и в изгнании с ним не было детей. У Ангрода был сын Артаресто, которого Финрод любил, и он смог бежать, когда Ангрод был убит, и поселился вместе с Финродом. Финрод сделал его своим «наместником», и он наследовал ему в Нарготронде».

А что же тогда случилось с Гиль-Галадом? Да, с появлением покинутой в Валиноре Амариэ (вероятно, она же имелась в виду и под «женой Финрода», о которой сказано в цитате выше) он уж точно перестал быть сыном Финрода. В «Серых Анналах» появляется другая версия: Гиль-Галад был сыном Фингона и тоже был отправлен в Гавани вскоре после Дагор Браголлах. Именно эту версию Кристофер Толкин включил в «Сильмариллион» и именно она известна большинству читателей.

Но – эта версия, как пишет тот же Кристофер в комментариях к «Шибболету Феанора» была «недолговечной», то есть Толкин от нее быстро отказался. И Гиль-Галад вернулся в Третий Дом, только теперь он уже был не сыном Финрода, а сыном Ородрета и некоей девы из митримских синдар. Цитирую дальше ту же заметку к генеалогиям:

«У Артаресто родились дети: Финдуилас и Артанаро=Роднор, позже прозванный «Гиль-Галад». (Их матерью была благородная дева из северных синдар. Она назвала сына «Гиль-Галад».) Роднор Гиль-Галад спасся, и, в конце концов, пришел в Устья Сириона, и стал там королем нолдор».

В тексте «Алдарион и Эрендис», без редакторской правки, письмо Гиль-Галада Тар-Менельдуру открывается так: «Финеллах Гиль-Галад из Дома Финарфина», то есть опять же прописано происхождение Гиль-Галада от Финарфина. Эта версия происхождения Гиль-Галада была самой поздней у Толкина и было бы верно считать ее окончательной. Таким образом, генеалогии должны были выглядеть так:

«Серые Анналы», эльфийские генеалогии.

               

Так что из сына Финрода Гиль-Галад стал его внучатым племянником. Именно эта генеалогия была самой поздней у Толкина и именно ее, видимо, стоит считать окончательной и самой каноничной. Я, по крайней мере, именно так и считаю.

Наконец, хочу сказать про один интересный момент из «Властелина Колец». По дороге в Ривенделл Фродо и компания встречают эльфов. Их предводитель представляется так: «Я – Гильдор Инглорион из дома Финрода. Мы – Изгнанники, большая часть нашего народа давно ушла, а мы задержались здесь на время, но теперь возвращаемся в земли за Великим Морем». Отмечаю, что «дом Финрода» - здесь ошибка, точнее, след предыдущих версий. Имеется в виду «дом Финарфина», потому что именно у него было изначально имя «Финрод». Впрочем, ошибка эта не очень грубая, вполне можно подразумевать, что в Средиземье «Дом Финарфина» стал именоваться «Дом Финрода», потому что здесь его главой был именно Финрод. Но это интересный момент. «Из дома Финрода» вполне может означать кровное родство с домом Финрода. Хотя нам известны все родичи Финрода и никакого Гильдора среди них не значится. Второй интересный момент – патроним этого самого Гильдора, «Инглорион». «Инглор» - это имя самого Финрода где-то в «средних» по времени написания текстах, например, в «Квэнта Сильмариллион» 5 тома. То есть получается, что это сын Инглора из дома Финрода. «О!», - говорят некоторые читатели. - «Да это же сын нашего Финрода Фелагунда!» Возможно, внебрачный (шутка!). Ну или хотя бы приемный. Да, может быть, на момент написания этой сцены Толкин и подумывал ввести в персонажи настоящего «сына Финрода», хотя бы в эпизодической роли. Финрод был для него достаточно значимым героем, связал же он с ним Галадриэль, которая изначально вообще к нолдор никаким боком не относилась. Однако… однако ни в самом «Властелине Колец», ни в приложениях, ни в каких других текстах этот Гильдор Инглорион не появляется и никак этот эпизод нигде не объясняется. То есть мы должны констатировать факт: Гильдор не связан с Финродом кровным родством и, тем более, не является его сыном. Объяснить же его имя можно достаточно просто: «из дома Финрода» означает всего лишь «из народа Финрода». Вполне может быть, что этот Гильдор или его отец Инглор жили даже и в Нарготронде и были среди немногих спасшихся. Либо, например, Гильдор тогда был ребенком и его тоже отослали в Гавани Кирдана, как Гиль-Галада. В общем, тут большой простор для фантазии, а вот считать Гильдора сыном Финрода у нас оснований нет.

'A  Queen  she  was and

      lady of the  woodland elves,  yet she  was herself  of the  Noldor and

      had  come  from  Beleriand  in  the  days  of the  Exile.' To  this he

      added  subsequently: 'For  it is  said by  some that  she was  a hand-

      maid  of  Melian  the  Immortal   in  the   realm  of   Doriath';  but

      striking this out at once he substituted: 'For it is said by some that

      she was a daughter of Felagund the Fair and escaped from             

      Nargothrond  in the  day of  its destruction.'  In the  following text

      this  was  changed  to  read:  'And some  have said  that she  was the

      daughter  of  Felagund  the  Fair  and  fled  from  Nargothrond before

      its  fall,  and  passed  over  the  Mountains  into  Eriador  ere  the

      coming  of Fionwe';  this in  turn was  altered to:  'For she  was the

      daughter  of  Felagund  the Fair  and the  elder sister  of Gil-galad,

      though  seldom  had  they  met,  for  ere  Nargothrond  was   made  or

      Felagund  was  driven  from  Dorthonion,  she  passed  east  over  the

      mountains  and  forsook  Beleriand,  and  first  of  all   the  Noldor

      came  to  the  inner  lands;  and too  late she  heard the  summons of

      Fionwe.

    The Second Age.                      

                                                              

 These were the Dark Years of Middle-earth, but the high  tide of

 Numenor.  Of events  in Middle-earth  scant record  is preserved

 even  among  the  Elves,  and  their dates  here given  are only

 approximate.                                                  

                                   

   10. Foundation of the Grey Havens, and the Kingdom of

       Lindon. This was ruled by Gil-galad son of Felagund,(8)

       chief of all the Noldor who did not yet depart to

       Avallon.

750.    Foundation  of  Imladris  (or  Rivendell)  and  of  Eregion

         (or  Hollin)  as  dwellings  of the  Noldor or  High Elves.

         Remnants  of  the  Telerian  Elves  (of Doriath  in ancient

         Beleriand)  establish  realms  in  the woodlands  far east-

         ward, but most of  these peoples  are Avari  or East-elves.

         The  chief  of  these  were  Thranduil  who  ruled  in  the

         north   of   Greenwood   the   Great  beyond   Anduin,  but

         Lorien  was  fairer and  had the  greater power;  for Cele-

         born had to wife the Lady Galadriel  of the  Noldor, sister

         of Gil-galad [> sister of Felagund Gil-galad's sire].(10)

8.  For  other references  to the  abandoned idea  that Gil-galad  was the

      son of Felagund see XI.242 - 3, and pp. 349 - 50.                     

  9.  It  looks  as  if  the  added  passage  concerning  the   Dwarves  was

      rejected  and  replaced  immediately.  It  is  strange that  my father

      should  have  written  first that  Durin founded  Moria at  the begin-

      ning  of the  Second Age,  with 'his  folk' coming  from the  ruins of

      Nogrod and Belegost.                                                 

 10.  With  this  entry  compare  the   headnote  to   the  Second   Age  in

      Appendix  B.  -  The  words  'the  Lady   Galadriel  of   the  Noldor,

      sister  of  Gil-galad'  were  not, as  might be  thought, a  slip, but

      record a stage in her entry into the legends of the First Age.  In one

      of  the  earliest texts  of the  work Of  the Rings  of Power  and the

      Third  Age  my  father  wrote  of  Galadriel:  'A  Queen  she  was and

      lady of the  woodland elves,  yet she  was herself  of the  Noldor and

      had  come  from  Beleriand  in  the  days  of the  Exile.' To  this he

      added  subsequently: 'For  it is  said by  some that  she was  a hand-

      maid  of  Melian  the  Immortal   in  the   realm  of   Doriath';  but

      striking this out at once he substituted: 'For it is said by some that

      she was a daughter of Felagund the Fair and escaped from             

      Nargothrond  in the  day of  its destruction.'  In the  following text

      this  was  changed  to  read:  'And some  have said  that she  was the

      daughter  of  Felagund  the  Fair  and  fled  from  Nargothrond before

      its  fall,  and  passed  over  the  Mountains  into  Eriador  ere  the

      coming  of Fionwe';  this in  turn was  altered to:  'For she  was the

      daughter  of  Felagund  the Fair  and the  elder sister  of Gil-galad,

      though  seldom  had  they  met,  for  ere  Nargothrond  was   made  or

      Felagund  was  driven  from  Dorthonion,  she  passed  east  over  the

      mountains  and  forsook  Beleriand,  and  first  of  all   the  Noldor

      came  to  the  inner  lands;  and too  late she  heard the  summons of

      Fionwe.'  -  In  the  Annals  of  Aman  and  the  Grey Annals  she had

      become, as she remained, the sister of Felagund.