Новости

Презентация русского перевода "Природы Средиземья". 
«Природа Средиземья» - сенсация 2021 года, сборник толкиновских неопубликованных трудов, посвященных миру Арды и подготовленный Карлом Ф. Хостеттером неофициальный «XIII-й том» «Истории Средиземья» - наконец-то выходит на русском языке!  Переводчики «Природы» поделятся своими воспоминаниями о работе над книгой, интересными находками и открытиями и ответят на вопросы. Презентация пройдет с участием Н.А. Науменко – главного редактора издательства АСТ, стоявшего у истоков его создания: именно благодаря ему стала возможной публикация на русском языке и «Природы», и многих других книг толкиновского легендариума. Если вы мечтали задать вопросы издателю о перспективах толкинистики в России, об авторских правах и о том, что происходит в издательской «лаборатории» прежде, чем книга окажется в руках читателя – это ваш шанс!
Подробнее
Вескон-2024 - уже в эти выходные!
Дорогие друзья! Здесь мы собрали для вас всю самую важную информацию о Весконе-2024.
Подробнее
Мастерская "Страна Снов"
Мастерская "Страна Снов" представит на ярмарке авторскую керамику: посуду, свечи, украшения, ловцы снов и многое другое. Кроме того, у нас можно приобрести открытки с рисунками одного из мастеров, а также футболки с нашими принтами.
Подробнее
Вечер эльфийских песен
Традиционный Вечер эльфийских песен расширяется - теперь мы поем и читаем стихи на языках почти всех народов Арды (кроме орков, их не нашли. Если у вас есть стихи на орочьем - несите, нам интересно). Квэнья и ах'энн, тэлерин и синдарин, кхуздул и адунаик и, конечно, речь танца - реконструкция и создание языков по любви и в галлюцинации, тексты самого Профессора, желание услышать, как гудят снасти корабля ардийской истории. 
Подробнее

Тирендиль. Дом Тельконтаров.

Из Королей Воссоединённого королевства Арнора и Гондора, потомков Арагорна, мы знаем по имени только его сына, Эльдариона. И то – известен год, когда он стал Королём (120 г. Ч.Э.), но неизвестна дата рождения, тем более, что у Арагорна были и дочери, и Эльдарион не обязательно являлся первым его ребёнком.

Неизвестна и дата смерти Эльдариона. Из письма Дж. Р.Р. Толкина  338 к о. Дугласу Картеру мы знаем, что 220 г. Ч.Э. относится к концу правления Эльдариона. Жизнь сына Арагорна и Арвен могла оказаться даже дольше, чем жизнь его отца. Перед своей кончиной Элессар, говоря, что ему было даровано право уйти по своей воле, называет себя последним нуменорцем. Таким образом, Арагорн считает, что Эльдариону и его потомкам суждена обычная смерть от старости, а она наступает позже срока ухода: скажем, Тар-Атанамир прожил на двадцать лет дольше отца и деда. Только если поздние нуменорцы намеренно цеплялись за жизнь, отказываясь от дара ухода, то у сына Элессара выбора не будет (если, конечно, Арагорн не заблуждался).

Когда бы ни родился Эльдарион, очевидно, вырос он в мире и благоденствии, какие царили в Гондоре и Арноре времён Элессара. Из писем Дж.Р.Р. Толкина 256, к Колину Бэйли, и 338, к о. Дугласу Картеру, видно, что времена Эльдариона, включая и конец его правления - пора мира, справедливости и процветания. И причиной тому вряд ли может быть только доброе наследство, доставшееся от Элессара: если в стране долгие годы царят справедливость и процветание, наверное, и Король мудр, справедлив и заботится о благе народа. Несмотря на это, жители Воссоединённого королевства, пресытившись хорошим, стали недовольны и беспокойны. Возникло тайное общество, члены которого поклонялись Мелькору, и вокруг него сложился революционный заговор. Он был раскрыт и подавлен - возможно, самим Эльдарионом.

Можно назвать и ещё одно дело Эльдариона, пусть и не из числа великих: королевский писец в 172 г. Ч.Э. списал «Книгу Тана» - он должен был сделать это по воле Короля. Видимо, Король Эльдарион ценил историю и считал важным сохранить её для потомков так, как события были записаны Бильбо и Фродо. С гондорскими дополнениями, но без составления собственной версии событий так, как они виделись из Минас-Тирита. Хотя трудно представить себе, что к этому времени не были написаны гондорские книги о Войне Кольца.

Что могло побудить Эльдариона сделать список спустя полвека после того, как он стал Королём? Скорее всего, желание напомнить подлинную историю людям, что смешивали правду с вымыслом. Сразу после падения Мордора Иорэт и многие в  Минас-Тирите думали, будто Фродо и Сэм сразились с Сауроном и подожгли Барад-Дур. Спустя более, чем полвека, рассказы о Войне Кольца могут исказиться и в пересказе куда более учёных людей, чем Иорэт; тем более что в правление
Эльдариона появятся люди, что поклоняются Тьме; предшественники заговорщиков могли и ранее искажать историю.

Приняв Скипетр и Корону в 120 г. Ч.Э., Эльдарион как сын Арвен и правнук Галадриэли унаследовал и эльфийские земли - Имладрис и Лотлориэн. Если все эльдар покинули их к этому времени (о Лотлориэне можно говорить наверняка, судя по «Повести об Арагорне и Арвэн»), или в продолжение его правления, которое продлится более ста лет, Эльдариону придётся решать, как с ними поступить. Дозволить ли людям поселиться в оставленном эльфами Лотлориэне? Или только бывать там? Или же объявить лес заповедным краем, куда не должна ступать нога человека? Если некоторые эльдар останутся в Имладрисе и после смерти Эльдариона, подобные вопросы придётся решать следующим Тэльконтарам.

Леголас ушёл за Море, но те эльфы Зеленолесья, что пришли в Гондор вместе с ним, едва ли слышали крики чаек и пожелали покинуть Средиземье. Живя в Итилиэне, они являются подданными Эльдариона, и он, верней всего, общается с ними. Так как живут они на землях Воссоединённого Королевства, Эльдарион, думая о будущем, возможно, примет какие-то законы, касающиеся эльдар – скажем, закрепляющие их особое положение. Хотя и неизвестно, остаются ли они в Итилиэне до конца правления Эльдариона и тем более при его сыне.

Разумеется, при Эльдарионе действуют и введённые Элессаром законы, защищающие от чужаком Шир и Лес Друэдайн; едва ли их отменит и его наследник.

По «Наследникам Элендиля», Эльдариону (очевидно, ещё до восшествия на трон) было предсказано, что он станет править великим королевством, которое простоит сто поколений людей. Если датой начала правления Дома Тэльконтаров является  дата коронации Элессара – 1 мая 3019 года Т.Э., то завершение их правления определяется этим пророчеством. Первоначально я восприняла, что речь идёт о поколениях потомков Эльдариона. Но тогда их правление представляется слишком долгим, особенно если рассматривать сказанное в письме 211 к Роне Бир, где Дж.Р.Р. Толкин писал, что Арда – это Земля, и временной разрыв между Падением Барад-Дура и нашими днями составляет около шести тысячелетий. Если мы отталкиваемся от поколений обычных людей, сменяющихся каждые двадцать-тридцать лет, получится, что династия Тэльконтаров правила примерно до 2100-3100 г. Ч.Э.  Как отмечал Дж.Р.Р. Толкин в том же письме, длительность Эпох должна сократиться, так что и три тысячелетия представляются слишком долгим сроком.

Если воспринимать Арду как Землю, Тэльконтары будут занимать в истории совершенно особое место, место связующего звена между Средиземьем и известным нам древним миром. По тому же пророчеству, от Эльдариона произойдут и короли многих королевств, что возникнут в будущем; есть пророчество и о том, что род Берена и Лутиэн не угаснет – так что и после того, как Воссоединённое Королевство перестанет существовать, потомки Тэльконтаров будут жить и даже править.

Само пророчество могло повлиять на мироощущение Тэльконтаров. Что бы ни происходило и что бы ни угрожало Воссоединённому Королевству - они заранее знают, что страна и род выстоят, и им суждены ещё многие века. Это знание может дать им твёрдую надежду, спокойную уверенность в будущем среди любых волнений - или, в худшем случае, привести к самоуверенности. Будут ли для поздние Тэльконтары, напротив, жить в ожидании неотвратимого конца, будет ли последний из Королей Дома Тэльконтаров знать, что он последний, как Арведуи знал, что он последний Король Артедайна – зависит от того, будут ли они помнить данное Эльдариону пророчество и верить в него.

Избранное Арагорном имя династии, Тэльконтар, переводится как «Бродяга», что может сдерживать гордость его потомков. Спустя века, когда имя «Тэльконтар» в сознании людей будет тесно связано с королевским родом, его первоначальный смысл может уже не осознаваться ясно: мало кто, говоря о династиях, задумывается о происхождении их названий. Поздние Тэльконтары, возможно, будут и величаться этим именем; а, возможно, им нет.

Тэльконтары должны воспринимать себя как наследников Элессара, а не Элендиля или Исильдура, подобно тому, как сам Арагорн не называет себя наследником Эльроса Тар-Миньятура. Имя основателя династии наверняка было почитаемо его потомками – так же, как имена Элендиля и его сыновей Королями Арнора, Артедайна и Гондора. Неудивительно, что память о славе последних лет Третьей Эпохи сохраняется и в следующую - в народе, и, вероятно, ещё более в Доме Тэльконтаров, и они, скорее всего, помнили те многие песни, что были сложены о правлении Элессара, дольше других.

О Следопытах Севера почти позабыли после ухода Эльронда за Море - в летописях не упоминают об их деяниях, а песни о них позабыты. Едва ли такое могло произойти, если бы о них знали Короли из их потомков. Видимо, Арагорн не передаёт потомкам заметно больше знаний о своих предках, чем отражено в «Приложениях к «Властелину Колец».

Вообще же историю правители Воссоединённого Королевства знают и любят. Сказано, что пока жило Белое Древо, что выросло из найденного Гэндальфом ростка, Древние Дни не были преданы забвению в сердцах Королей. Как сказано в «Приложении Б» к «Властелину Колец»,  в Четвёртую Эпоху под Древними Днями понимали все предыдущие Эпохи. Однако связь Белого Древа и памяти Королей упомянута в «Сильмариллионе» (в главе «О Кольцах Власти и Третьей Эпохе»), где Древними Днями называют только Предначальную и Первую Эпохи. Видимо, Тэльконтары в продолжение многих веков не просто знают предания «Квенты Сильмариллион», но хранят в сердце память о Феаноре и Финроде, Берене и Лютиэн, Турине и Эарендиле. Эльдар, что подлинно помнили те времена, давно ушли на Запад, но предания о них для потомков Элессара и Арвен не обращаются ни в сказки, ни в древнюю историю ушедших народов, не имеющую отношения к ним самим. Пока живо Белое Древо, потомок Нимлота и Галатилиона. Именно оно является той живой нитью, что связывает Королей с прошлым, а также с эльдар.

Гэндальф предупреждал Арагорна, что плод Белого Древа, когда он созреет, обязательно должен быть посажен - иначе оно навсегда уйдёт из мира. Именно это, как видно, и произошло: тот из Тэльконтаров, при ком созрел плод Белого Древа, по какой-то причине не позаботился о том, чтобы его посадить. Возможно, он не испытывал особого почтения к Белому Древу, возможно, проявил беспечность, возможно, был слишком занят иными, более срочными, заботами… Могло случиться и так, что кто-то из его подданных не посадил плод или даже намеренно уничтожил его  (вспоминая о заговоре, возникшем ещё при Эльдарионе), а Король только не сумел это предотвратить.

Для этого Короля такое упущение, вольное или невольное, вряд ли имело последствия. Но когда Древо засохло, саженцев не нашлось, и Короли утратили живое чувство прошлого, свойственное их предкам. В Третью Эпоху Белое Древо засыхало дважды: первый раз спустя 1634 года, второй - 1212 лет после того, как были посажены их ростки. Примерно такого же времени жизни можно ожидать и для ростка, найденного на Миндоллуине. Как видно, это происходит во вторую половину Четвёртой Эпохи. После увядания Белого Древа  может начаться упадок Дома Тэльконтаров и их королевства, хотя мы видим лишь один подобный пример: Гондор времён Наместников.

Иной связью с прошлым мог быть палантир. По словам Арагорна, Король будет хранить палантир Ортханка, чтобы видеть, что происходит в его землях и чем заняты его подданные. Наверняка этим палантиром пользуется не только он сам, но и его потомки. Благодаря этому Тэльконтары могут быть осведомлены о нуждах страны, и никакие дурные советники не могут  влиять на них, передавая им ложную информацию. В глазах подданных Короли могут выглядеть ещё мудрей и проницательней, чем на самом деле - палантир может создать вокруг них ореол всеведения, как это было с Денетором Вторым. В палантире можно узреть и картины былого, пусть и разрозненные. Но, поскольку сказано, что память о Древних Днях будет храниться в сердцах Королей только до тех пор, пока не засохнет Белое Древо – к тому времени Тэльконтары утратят либо интерес к прошлому, либо способность пользоваться палантиром, либо сам Зрящий Камень.

Вступающий на престол новый Король принимает как корону Гондора - украшенный драгоценными камнями шлем, созданный при Атанатаре Алькарине, так и скипетр Аннуминаса - серебряный жезл владетелей Андуниэ. Пока Короли чтят древность, символы их власти наверняка не будут заменены. Дом Тэльконтаров владеет и иными реликвиями: кольцо Барахира, звезда Элендиля, меч Андуриль и зелёным камень Элессар.

По-видимому, Короли правят в Минас-Тирите, не стремясь перенести столицу на другое место, хотя в Четвёртую Эпоху это не единственный хорошо укреплённый город. Причиной тому должны быть Белое Древо и священная гора Миндоллуин. Как сказано в письме 156, на Миндоллуине находится святилище Единого. Туда, на высокие уступы горы, по вырубленной в скалах тропе поднимаются лишь Короли, чтобы вознести благодарность и хвалу Эру от имени своего народа. Это поклонение, забытое во времена Наместников Гондора, возобновилось с возрождением Королей. Благодаря этому в Гондоре Четвёртой Эпохи имя Эру Илуватара будет звучать чаще, чем до того. Никаких храмов Тэльконтары не должны возводить, и Миндоллуин, подобно Менельтарме в Нуменоре, должна остаться единственным святилищем Истинного Бога. Хотя из истории Нуменора мы знаем, что не всегда бывает так, как должно быть.

Минас-Тирит в Четвёртую Эпоху выглядит иначе, чем во времена Денетора Второго. Первый Ярус, где в Войну Кольца бушевали пожары, должен быть практически перестроен; выше над стенами и мостовой потрудились каменщики Эребора; благодаря помощи лесных эльфов в городе, где почти не было зелени, теперь зеленели сады и пели птицы. Преображение столицы совершается при Элессаре, но, конечно, это должно сохраняться и при Эльдарионе и самое меньшее его ближайших потомках.

Население Минас-Тирита, как известно, ещё при Элессаре быстро умножилось, и пустых домов в городе не осталось. Дальнейший рост населения, неизбежный в мирной и процветающей стране, может привести к росту города, но скорее – к тому, что большая часть жителей Гондора уже не будут жить в столице, расселившись по его землям. Представляется вероятным, что наследники Элессара возродят древние гондорские города, как Осгилиат и Пеларгир, или станут основателями новых.

Умножится в мирные дни и население Арнора. Известно, что Элессар восстановил Аннуминас и регулярно приезжал туда. Так должны поступать и его потомки - правители Воссоединённого королевства не могут оставить без внимания Арнор. По предсказанию Гэндальфа, будет возрождён и Форност, былая столица Артедайна.

Арагорн восстановил Великий Совет, главным советником Короля в котором являлся Наместник Гондора. Главным представителем Арнора поначалу, видимо, был сам Элессар – однако он ещё в первые годы правления назначил Советниками Северного Королевства Тана, хозяина Бэкланда и Бургомистра Хоббитона. Позже, в Совет, видимо, войдут, и правители Аннуминаса и Форноста, и Лорды отдельных земель Арнора, которые могли появиться по мере расселения людей по этим землям – все они не могли остаться в стороне от дел государства. В какой-то момент перед наследниками Элессара может встать проблема: как обеспечить возможность полноценного участия в Великом Совете (в том числе пешно собираемом) советников не только из Гондора, но и из Арнора? Возможно, в итоге Совет будет преобразован.

Ещё одной землёй, которой правят Короли Воссоединённого Королевства, является Мордор: Элессар дарует бывшим рабам Мордора земли вокруг Нурнэн – как принадлежащие ему. Исходя из слов Элессара о том, что людям долго нельзя будет селиться в месте, где стоял Минас-Моргул, уже он рассматривает возможность заселения Мордора или его части в будущем. Вероятно, однажды так и произойдёт, и Тэльконтары будут заботиться в том числе о былых владениях Саурона и их новых жителях.

Управление столь разнообразными землями – от Мордора до Лотлориэна – потребует от Королей и многих забот, и немалой мудрости.

В письме 256 к Колину Бэйли Дж.Р.Р. Толкин пишет, что со временем потомки Арагорна должны умалиться до обыкновенных королей и правителей наподобие Днетора или даже хуже. Правда, Денетор Второй, будучи человеком гордым и властным, даже держащимся за власть, был очень умён и проницателен, обладал сильной волей, был предан своей стране. Судя по тому, что Толкин приводит его как пример, говоря об обыкновенных правителях, он имеет в виду не современных власть имущих (а в истории Средиземья можно найти и таких правителей, как Отто Саквиль-Бэггинс или Бургомистр Дэйла), но прежде всего с Королями и Наместниками Гондора.

Однако и в поздних поколениях могли встретиться Короли и принцы, более сходные с Эльдарионом и его ближайшими потомками, чем с собственными отцами и дедами – подобно тому, как тот же Денетор Второй уродился почти чистокровным нуменорцем (это обстоятельство Дж.Р.Р. Толкин отмечает в письме 230 к Роне Бир).

Срок жизни Тэльконтаров постепенно убывает, сравниваясь со сроком жизни обычных людей. Как можно видеть из истории Королей Гондора и Арнора, убывает он медленно: например, Амлайт Форностский умирает в двести двадцать лет, а Аргонуи, живший примерно двумя тысячелетиями позже - в сто пятьдесят пять.

Исходя из этого, Тэльконтары даже к концу Четвёртой Эпохи ещё выделяются среди других людей долгожительством и отличаться от обычных людей. Однако само это постепенное, но явное умаление может стать печалью для Тэльконтаров.