Новости

Презентация русского перевода "Природы Средиземья". 
«Природа Средиземья» - сенсация 2021 года, сборник толкиновских неопубликованных трудов, посвященных миру Арды и подготовленный Карлом Ф. Хостеттером неофициальный «XIII-й том» «Истории Средиземья» - наконец-то выходит на русском языке!  Переводчики «Природы» поделятся своими воспоминаниями о работе над книгой, интересными находками и открытиями и ответят на вопросы. Презентация пройдет с участием Н.А. Науменко – главного редактора издательства АСТ, стоявшего у истоков его создания: именно благодаря ему стала возможной публикация на русском языке и «Природы», и многих других книг толкиновского легендариума. Если вы мечтали задать вопросы издателю о перспективах толкинистики в России, об авторских правах и о том, что происходит в издательской «лаборатории» прежде, чем книга окажется в руках читателя – это ваш шанс!
Подробнее
Вескон-2024 - уже в эти выходные!
Дорогие друзья! Здесь мы собрали для вас всю самую важную информацию о Весконе-2024.
Подробнее
Мастерская "Страна Снов"
Мастерская "Страна Снов" представит на ярмарке авторскую керамику: посуду, свечи, украшения, ловцы снов и многое другое. Кроме того, у нас можно приобрести открытки с рисунками одного из мастеров, а также футболки с нашими принтами.
Подробнее
Вечер эльфийских песен
Традиционный Вечер эльфийских песен расширяется - теперь мы поем и читаем стихи на языках почти всех народов Арды (кроме орков, их не нашли. Если у вас есть стихи на орочьем - несите, нам интересно). Квэнья и ах'энн, тэлерин и синдарин, кхуздул и адунаик и, конечно, речь танца - реконструкция и создание языков по любви и в галлюцинации, тексты самого Профессора, желание услышать, как гудят снасти корабля ардийской истории. 
Подробнее

Доклад Тирендиль "Культура Кардолана"

Об истории Кардолана и гибели его после Мора известно из «Приложений к «Властелину Колец». Труднее судить о его особенностях, экономике, быте и нравах. Тем не менее, можно попытаться проанализировать известные сведения, хотя даже его география вызывает некоторые вопросы.

Известны границы государства - по Барандуину,  реке Гватло (Сероструйной) и Великому Тракту. Реки были и естественной преградой, защищающей от чужаков, а по границе вдоль Тракта тянулась преграда искусственная: хоббиты, отойдя от Могильных Холмов и прощаясь с Томом Бомбадилом, выходят на такую границу, окаймлённую рвом и земляным валом. Возможно, эти укрепления созданы во время ангмарских войн – даже при  Первом, при котором Артедайн и Кардолан совместно  держали на замке границу, проходившую в том числе по Великому Тракту.  Но скорее всего, ранее – из-за соперничества с Кардоланом. В те времена укрепления должны были выглядеть иначе, чем их остатки, сохранившиеся до времён Войны Кольца: рвы были глубже, валы выше и, возможно, по их верху тянулся частокол или иная стена. Необычная черта: не более или менее условная граница, которую можно перейти, не заметив, а укреплённый и, видимо, охраняемый рубеж.

Итак, о границах государства и даже их внешнем облике известно. А где находилась его столица? На Гватло мы видим нуменорский город Тарбад, построенный ещё до Эрегионской войны. Древность  его говорит в пользу того, что он мог бы быть столицей. Если бы не гробницы королей и королев на Тирн-Гортад. В Нуменоре долина Нойринан с усыпальницами королей находилась у подножия Менельтармы, близ Арменелоса. В Гондоре усыпальницы находятся в Минас-Тирите. Первая его столица - Осгилиат, а не Минас-Анор, однако после переноса столицы прах королей также мог был перенесён на новое место; если это не так, Минас-Анор находится недалеко от Осгилиата. А в Кардолане Тирн-Гортад и Тарбад оказываются в разных концах страны. Их разделяет более двухсот миль.

Представляется, что по аналогии с Нуменором и Гондором, политический центр Кардолана должен был находиться близ Тирн-Гортад. Можно вспомнить слова Тома Бомбадила о золоте, которое ссыпалось на могилы королей или громоздилось на них. Золото не могло быть просто свалено или набросано сверху, и, судя по этим словам Тома Бомбадила, не всё оно было намеренно захоронено вместе с усопшими. Возможно, и кинжалы попали в гробницы так же.

Тогда то, что Ангмар был остановлен близ Тирн-Гортад, приобретает особый смысл: дунэдайн Кардолана отстояли не только могилы предков, но свою столицу и трон своих королей. Это косвенно подтверждается и тем, что в 1409 г. Т.Э. на Тирн-Гортад пал последний принц Кардолана: если столица была разрушена, понятно, отчего пресёкшийся род не сменил другой, как уже было. Как она называлась, неизвестно: название «Тирн-Гортад» не кардоланское.  В переводе оно означает «Заклятые холмы», то есть это имя они получили уже после того, как были заселены Умертвиями. В описании холмов Тирн-Гортад мы не видим следов столицы; только кое-где торчат из травы неотёсанные камни. Возможное объяснение - ангмарцы могли сравнять столицу Кардолана с землёй.  

Под «столицей» я не имею в виду непременно крупный город. Возможно, крепость: на землях Кардолана сохранились остатки крепостей и дозорных башен.

Итак, Тирн-Гортад - естественный центр страны, благодаря древним курганам, насыпанным ещё в начале Первой Эпохи предками эдайн  и  особенно чтимым вернувшимися дунэдайн. Стоит отметить, что собственно насыпными курганами, могильниками, могли быть лишь древнейшие захоронения - место, куда попадают хоббиты, так назвать нельзя. Скорее оно напоминает вырубленные в камне покои с могилами Королей и Королев, как в Нойринане, Долине Могил в Нуменоре.

Нуменорское происхождение должен иметь и обычай облачать погребённого в белые одежды. Нужно заметить, что в Нуменоре в белых одеждах восходили на Менельтарму в дни Трёх Молений. Уход из жизни, каким он был в раннем Нуменоре, так же, как и моление на Менельтарме, был восхождением к Эру, и с этим могли быть изначально связаны белые одеяния погребённых. Стоит отметить, что  пиков, что могли бы играть роль священной горы, в Кардолане, в отличие от Гондора нет. Так наиболее почитаемым место в стране оказываются гробницы и их окрестности, что с ещё большей вероятностью может привести к перекосу, чрезмерному вниманию к умершим в ущерб живым.

Хотя, как было отмечено выше, не все драгоценности Тирн-Гортад были  частью захоронений, можно видеть, как Умертвия облачили хоббитов. Золотые пояса, золотые обручи, золотые цепи, много перстней на пальцах - Королей и Королев Кардолана погребали в пышном, торжественном наряде. Неизвестно, были ли эти украшения теми, которые умерший носил при жизни или они изготавливались специально для погребения, но для каждого следующего Короля, Королевы, принца  требовались новые драгоценные украшения. Это может может говорить также о богатстве Кардолана и пристрастии знатных людей Кардолана или, по крайней мере, королевского рода к роскоши.

 Добавим, что род Исильдура в Кардолане пресёкся без мора и без великих войн, то есть, верней всего, из-за бездетности Короля. Если последний Король из потомков Исильдура погиб в бою с Рудауром вместе с наследником - у него не осталось братьев или других близких родичей, которые могли бы унаследовать трон.

Можно вспомнить слова Фарамира о Гондоре: «Смерть всегда стояла у нас перед глазами: нуменорцы, как и в те далекие времена, когда они потеряли свое древнее королевство, жаждали вечной жизни, в которой все пребывало бы неизменным. Могилы королей были пышнее, чем дома живущих, и Властители с большей торжественностью произносили имена предков, записанные в старых свитках, нежели имена своих сыновей.»

Кардолан, от которого остались богатые захоронения, в этом отношении оказывается близок к Гондору тех времён.

Теперь вернёмся к сокровищам Тирн-Гортад и взглянём на них с другой стороны. Золото и серебро, бронза и медь; множество украшений, как взятая Томом Бомбадилом брошь, усыпанная синими и голубыми самоцветами разных оттенков; драгоценные, усыпанные огненно-красными самоцветами ножны; травление на кинжалах - определённо, в Кардолане ювелиры были в чести. Неизвестно, какие руды и камни из перечисленных  добывалив самом Кардолане, а какие покупали, но почти несомненно, что он должен был активно торговать камнями и металлами с другими странами: Артедайном и Гондором.

Страна могла славиться и оружейниками. Ножны кинжалов были выкованы из неизвестного хоббитам чёрного металла, лёгкого и прочного, клинки были искусно исполнены, не заржавели за более, чем тысячу лет и к тому же обладали силой, способной поразить назгула. Вероятно, это означало, что эти кинжалы могли действовать в Незримом мире, в котором фактически обитали назгулы.

 Есть у кинжалов и внешняя особенность - вытравленные на лезвиях красно-золотые змейки; прибавив к этому огненно-красные камни на ножнах и упоминание Томом Бомбадилом красных мечей, можно отметить, что само название «Кардолан», видимо, связано с красным цветом. Скажем, Каменкович и Каррик переводят его как «Страна красных камней», Красный и золотой - цвета оружия, мужских украшений, возможно, и доспехов. Напротив, стены кардоланских башен и крепостей - не красные, но белые и зелёные. Относительно вытравленных змей можно заметить, что в Арде этот знак может быть положительным: можно вспомнить кольцо Барахира.

Ещё об одном распространённом в Кардолане занятии повествует Том Бомбадил - это овцеводство. Овец в этих землях разводили и до строительства крепостей, и после их разрушения, до опустошения страны Мором. Во времена Войны Кольца большая часть земель Минхириата - это луга, то есть пастбищ в Кардолане более чем хватало. Это означает, что овечья шерсть могла быть основным материалом одежды жителей Кардолана, а овечий сыр и баранина - повседневной пищей. Стоит заметить, что Минхириат был достаточно густо населённым краем, чтобы Мор быстро распространился там и произвёл большие опустошения. Совместив это с распространением овцеводства и равнинным рельефом Минхириата, мы получим множество селений на обширных зелёных равнинах с многочисленными стадами.

Фарамир отдельно говорил и о государствах-соседях Гондора: «Когда–то нуменорцы населяли все бескрайние побережья Большой Земли, но большинство из них посвятили себя порокам и злу. Многие склонились к делам Мрака и увлеклись чернокнижием, а некоторые предались праздности, перессорились и, вконец обессилев, стали терпеть поражения от дикарей.» Ни Гондора, ни Артедайна всё упомянутое не касалось. А Кардолана? Слова о чернокнижии и Мраке, конечно, относятся к чёрным нуменорцам, а не к арнорцам. Дунэдайн Кардолана никогда не вступали в союзы с Тьмой, и когда пришёл час -  доблестно сражались против Ангмара вместе с Артедайном.

Об этом рассказывал хоббитам Том Бомбадил. «Сражались плечом к плечу короли малых королевств, и юное Солнце огнем горело на красных клинках молодых, охочих до битвы мечей. И была победа, и было поражение; башни падали, крепости гибли в пламени пожаров, и огонь восходил до самых небес».

Здесь хочется сделать одно пояснение, которое является вадным для характеристики отношения Кардолана к Артедайну. В оригинале эти слова начинаются так: « Kings of little kingdoms fought together…», что может быть переведено и как «сражались друг с другом». Из следующей фразы видно, о каких именно событиях вспоминает Том Бомбадил: победа Артедайна при поддержке Кардолана и Линдона над ангмарцами и рудаурцами, и поражение в 1409 г. Т.Э. – временный захват Кардолана и погибшая в огне Амон-Сул. Поэтому всё-таки речь о том, что Короли Артедайна и Кардолана сражались вместе (против общего врага), а не друг против друга. Хотя в «Наследниках Элендиля» Дж.Р.Р. Толкин поначалу писал о вражде Кардолана и Артедайна, так что Аргелеб Первый погибал в бою с Кардоланом за палантир Амон-Сул, в дальнейшем подобные упоминания вычёркивались. В окончательной версии они являются верными союзниками, а не соперниками.

Но несмотря на доблесть дунэдайн Кардолана, в союзе с Артедайном сражавшихся против Короля-Чародея – слова о тех потомках нуменорцев, что предались праздности, перессорились между собой и от этого обессилели, похоже, отчасти относятся и к Кардолану. Поскольку Кардолан часто ссорился с Рудауром, что, как сказано, ускорило вырождение потомков нуменорцев.

Так как число дунэдайн повсеместно сокращалось, среди людей Кардолана должна была всё более возрастать доля Меньших людей и людей смешанного происхождения. Правда, главенство сохранялось за дунэдайн: о том, что в Рудауре власть приняли жители не нуменорского происхождения, говорится особо.  Так, после пресечения рода Исильдура Кардоланом должны были править потомки иного нуменорского рода - как позже произойдёт в Гондоре.

Когда Аргелеб Первый заявил право на владычество над всем Арнором, воспротивился этому один Рудаур. Кардолан был готов к воссоединению.Это означает, что кардоланцы воспринимали себя как арнорцев, а не только отдельный народ. Арнор как единое целое достаточно значим для них, чтобы они были готовы к объединению под началом Артедайна даже с давним соперником, Рудауром – если бы он согласился.

Происхождение правителя из рода Исильдура было для них менее значимо, чем для гондорцев – из рода Анариона: после пресечения рода Исильдура они избрали не Наместника, но нового Короля. Как жил и управлялся Кардолан в течение двух веков после 1409 г. Т.Э., известно мало (об этом будет сказано чуть позже). Возможно, подобно следопытам после падения Артедайна.

Любопытно, что среди жителей Кардолана оставались и недружественные к дунэдайн. На юге Минхириата находится дремучий лес Эрин Ворн, где во Вторую Эпоху скрылась часть враждебных к нуменорцам лесных жителей - потомками того же народа были и жители Дунланда. Этот народ, по всей видимости, жил там до Третьей Эпохи: сказано, что даже после Мора 1636 г. Т.Э., погубившего Кардолан, в лесах Минхириата жили скрытные и немногочисленные племена охотников. От Мора их могло уберечь именно то, что они совершенно не сообщались с дунэдайн. Ранее та же скрытность и малочисленность могли стать причиной, по которым сами дунэдайн Кардолана не трогали враждебных к ним жителей Эрин Ворн и сам лес.

В пределах Кардолана находится и более известный Вековечный Лес, владения Тома Бомбадила. В отличие от хоббитов, кардоланцев Вековечный лес не страшил:  многие дунэдайн Кардолана во время войны с Ангмаром (после 1409 г. Т.Э.) нашли там убежище. В те дни они жили в самом Вековечном Лесу, а бывали там наверняка и ранее - Лес всё-таки непростой, и не знающий его, не умеющий вести себя в нём так, чтобы это не становилось опасным, вряд ли решился бы там поселиться. Несомненно, всё это происходило с ведома и при помощи его Хозяина. Том Бомбадил помнит хозяйку сапфировой броши, добрую и прекрасную, то есть встречался с ней. Принадлежавшая ей брошь позже оказалась на Тирн-Гортад. Значит, это должна была быть знатная женщина - вероятно, королева или принцесса. Имени её  не сохранилось, зато сохранилась добрая память о ней Тома Бомбадила. Да и то, что он повествует хоббитам именно об истории Кардолана, хорошо её зная, говорит о его общении с кардоланцами. Знали они его под другим именем. «Том Бомбадил» - имя, под которым его знал именно народ Шира. Люди, как упомянуто в седьмом томе  «Истории Средиземья», называли его иначе: Старейший.

Хоббиты, придя в Эриадор, жили в том числе в пределах Кардолана: вблизи Заверти, в окрестностях Бри (вероятно, по обе стороны границы), вдоль реки Гватло. Упомянуто множество их поселений в Эриадоре.  Каковы были их отношения с кардоланцами, можно судить, исходя из упоминания в тексте «О гномах и людях», что хоббитам на самом деле нравилось жить рядом с теми из Большого Народа, кто был дружелюбно настроен и мог защитить их от опасностей и врагов, получая взамен много услуг. И из того, что в те времена хоббиты переняли от дунэдайн письменность и перешли на Всеобщий язык (вестрно).

Во времена Короля Гондора  Хьярмендакиля Первого, который правил в 1015-1149 г. Т.Э. и заметно расширил пределы государства, западная граница Гондора проходила  не по Изену (как было вначале), по реке Гватло. Так что Кардолан и Гондор непосредственно граничили друг с другом, не разделённые не принадлежавшими дунэдайн землями.  Если вместе с Артедайном Кардолан охранял границы, то вместе с Гондором строил Тарбадский мост, дороги, а также гати (т.е., бревенчатые настилы через болота по берегам Митэйтель и Гватло). По остаткам подобных гатей, только с гондорской стороны, Боромир добирался до Тарбада по пути в Имладрис. Дороги совместно содержали в порядке - связи Кардолана с его восточным соседом, Гондором, были крепкими. Содержание в порядке дорог означает не только заботу о состоянии собственно дорожного покрытия и мостов, но и таверны, конюшни, постоялые дворы, вероятно, придорожную торговлю. Представляется вероятным, что всё это было хорошо развито. Все, кто желали добраться из Осгилиата в Форност  или из Минас-Анор в Линдон – ехали  и шли по дорогам Кардолана. И это означает, что важная часть жизни страны должна была концентрироваться вокруг дорог, и дороги могли быть главным источником благосостояния Кардолана. Можно отметить, что самое название «Тарбад» означает «Перекрёсток» - главное его значение в том, что это место соединения водных и сухопутных дорог.

Там же вплоть до Мора стоял значительный гарнизон солдат, строителей, а также матросов. Тарбад – порт, и Кардолан – единственное из арнорских государств, у которого был выход к морю и обширное побережье. Гарнизон, в который входили матросы, говорит о том, что у Кардолана были не только рыбацкие лодки или торговые суда, но и военный флот, хотя бы маленький. И он сохранился вплоть до Мора и гибели Кардолана. Хотя очевидно, при такой протяжённости побережья обычные моряки и рыбаки тоже должны быть, хотя они и не упомянуты.

Как можно видеть, у Кардолана были общие черты и с Артедайном, и с Гондором, и он сотрудничал с обоими государствами дунэдайн. Вместе с особым упоминанием его роли в поддержании дорог это говорит о его значении как связующего звена между Артедайном и Гондором. Когда дунэдайн Кардолана были уничтожены, это привело к ослаблению связей между Северным и Южным Королевствами. В самом деле, о союзе Арафанта, Короля Артедайна, и Ондохэра, Короля Гондора. сказано, что он был заключён после длительного молчания и отчуждения. Тогда до Мора сообщение между Севером и Югом было постоянным: как упомянуто в «Неоконченных сказаниях» между королевствами была тесная связь, в каждом из них хорошо знали о внутренних делах другого, особенно о переселениях людей. Значение Кардолана как связующего звена может быть причиной, по которой Ангмар так стремился его уничтожить, превратить из живой культуры в культуру археологическую. И, к несчастью, преуспел в этом.

Надеюсь, результаты проведённых в Кардолане раскопок оказались небезынтересны.