Новости

Архив Вескона работает!

Дорогие друзья Вескона, у нас на сайте работает раздел с материалами конвента! Уже выложены тексты некоторых докладов с Вескона-2018: доклады Касавира о внешнем облике Мелькора и об архитектуре темных крепостей, лекция Ауренги об эльфийской музыке, доклад Аллор "Работы Толкина в контексте современного ему искусства", доклад Тирендиль о культуре Кардолана и работа Гильрас (Полины Липкиной) "И эльфы ударили в ворота Ангбанда...", доклад Айрэньэре "Насколько сложно говорить на квенья в современном мире?".

Мы очень хотели бы разместить на сайте и другие доклады и лекции, прочитанные на Весконе! Удобно, когда все собрано в одном месте. Если хотите поделиться своей работой, можете прислать ее Марсии: tihayanechist2006@gmail.com.

http://vescon.org/materialy/

Подробнее
Объявление от Айны, ведущей литературного семинара и мастер-класса Вескона
"Дорогие семинаристы!
Всем, кто желает продолжения нашего общения по литературе и хотел еще позадавать вопросы, на которые не хватило времени, пишите мне на почту: empirewi@yandex.ru. Возможно, получится продолжить работу (мастерские, дискуссии). Предлагаю обсудить."
Подробнее
Мастер классы и список танцев к балу

23 февраля, пятница (первый день конвента), 13:00 - 15:00:
Вальс Св.Георга
КД "Physical Snob"
КД "Ferryboat"
Марш "Рим"
КД "Если бы весь мир был бумагой"

24 февраля, суббота (второй день конвента), 12:00 - 14:00:
КД "Голландский шкипер"
КД "Каменщики из Мории Мерлина"
КД "Весна"
Большой фигурный вальс
КД "Fairy Ring"

В оба дня, если останется время, вы сможете выучить ещё какой-нибудь танец из программы.

Подробнее
"Баллады сэра Акколона": "Волки Мибу" на Весконе!
В пятницу 23 февраля в 16.30 мы - Вескон и "Волки Мибу" - ждем всех на "Баллады сэра Акколона"!
Подробнее

Ауренга "Эльфийская музыка: взгляд музыковеда"

Расширенный текст лекции, более или менее прочитанной на Весконе. Работа получилась очень большая, поэтому разбиваю её на две части - первую общую и вторую с анализом частностей.

С благодарностью Арторону за неоценимую помощь в анализе словарей и за мотивацию вообще.

Анонс

Что можно сказать об эльфийской музыке с точки зрения музыкальной науки? 
Сам Профессор жаловался в письмах, что знает о музыке недостаточно и потому информацию о ней дал лишь схематичную. Однако музыковедение подчас имеет дело с культурами, о которых известно ещё меньше. Используем научный метод, чтобы больше узнать о том, какой была - или могла быть - настоящая эльфийская музыка.

Вступление

Я вижу цель этой работы в том, чтобы сохранять, насколько возможно, научный подход, и говорить об эльфийской музыке так, как будто она реально существовала (продолжая мысль Толкина о том, что Арда — это прошлое нашего мира). Я постараюсь опираться на факты и как можно меньше использовать домыслы и натяжки, - а если уж использовать, то прямо об этом сообщать.
Научный метод требует прежде всего точно сформулировать тему и очертить границы исследования. О чём пойдёт речь?

Подходы

Литературный образ «эльфийской музыки» вдохновил многих музыкантов и композиторов. Они использовали разные методы и ставили перед собой разные задачи. Поэтому «эльфийская музыка» в трактовке разных авторов звучит очень по-разному.
Есть три основных подхода.
Первый можно назвать «внешним». Здесь нет речи о реконструкции, нет попыток визионерства. Композиторы пишут музыкальные иллюстрации к литературному произведению. Это почтенная традиция, она родилась ещё в девятнадцатом веке. Для примера: симфоническая поэма Рихарда Штрауса «Так говорил Заратустра» вдохновлена текстом Ницше и её музыка не имеет никакого отношения к реальной музыке эпохи Заратустры — такая цель и не ставилась. Точно так же многие авторы вдохновлялись текстом Толкина. Киномузыка Говарда Шора, оратории Михаила Костылева (Линд Эреброс используют музыкальный язык классико-романтической эпохи — абсолютно человеческое и довольно позднее изобретение.

Прим.: здесь сознательное упрощение ситуации, так как история киномузыки в двадцатом веке и влияние симфорока на оркестровку — глубокий оффтопик.

Другой пример — песни группы Oonagh. Так, Eldamar — это песня эльфов, уплывающих на Запад, её припев написан на квэнья. Но по музыкальному языку она полностью соответствует нормам современной эстрадной песни.

Второй и третий подходы - «внутренние», их цель — реконструкция, создание скорее визионерского образа, нежели книжной иллюстрации. Однако метод реконструкции и, собственно, её объект различаются очень сильно.
Есть направление музыковедческое. Его цель — воссоздать "настоящее" звучание эльфийской музыки, такое, каким оно могло бы быть в реальной Арде. И есть направление исполнительское. Его цель — произвести на слушателей то же впечатление, какое эльфийская музыка производила на хоббита Сэма Гэмджи :) А поскольку слуховой опыт современного человека очень сильно отличается от слухового опыта хоббита из Шира, то и выразительные средства используются совершенно другие.
Оба подхода я называю реконструкцией, понимая так, что один — реконструкция на уровне реального звучания, другой — на уровне эмоционального воздействия.
У датского Tolkien Ensemble можно найти примеры обоих подходов. Совершенно «чистых» примеров у коллектива нет, но в разных треках довольно чётко прослеживается уклон в тот или иной стиль. Например, две версии песни Галадриэль — это версии с акцентом на музыковедческий и исполнительский подходы (исполнительский легко узнать по тембру оркестровой скрипки — у эльфов такого инструмента не было, - а также бесконечно длинным музыкальным фразам: как ни странно, у эльфов не было кантилены).
Строго музыковедческий подход можно послушать у группы Anois из Нидерландов, у Martin Romberg и у отечественной группы Тамлин (отдельно рекомендую Tinta и "Плач Галадриэли").

Как отличить исполнительскую реконструкцию от музыковедческой на слух? Что характерно для исполнительского направления? 
Вкратце: в «исполнительских» трактовках звучат тембры и приёмы игры симфонического оркестра.
В девятнадцатом веке в оперной и симфонической музыке изобрели много способов создавать "ангельские", небесные, волшебные, потусторонне-прекрасные образы. Эти способы, проверенные уже парой веков, используются и для создания образов эльфийской музыки. Но если звучание хора, арфы, колокольчиков вполне «аутентично» для Арды, то звучание совершенных оркестровых скрипок, струнной группы оркестра целиком (и, тем более, фортепиано) чётко маркирует «человеческую» музыку.
Я буду говорить именно о музыковедческом направлении — о том, какой могла быть «настоящая» эльфийская музыка.

Источники

Какими источниками мы располагаем?
При исследовании реальных древних культур музыковедение обращается к данным археологии, к изображениям, к сохранившимся музыкальным инструментам. Об эльфийской музыке по понятным причинам таких данных нет. Основной источник информации — тексты.
Основной — но не единственный. 
Во-первых, в нашем распоряжении — целых две мелодии, которые можно считать стопроцентно эльфийскими, первоисточниками.
Откуда же они взялись? :)
Мелодию «Намариэ» когда-то попытался напеть под запись сам Толкин. Близко к тексту её перепел Дональд Суонн. Суонн положил на музыку многие стихи Толкина, причём они работали вместе. Толкин написал комментарии и предисловие к песенному циклу Суонна. Вторая эльфийская мелодия в цикле (гимн к Элберет) сочинена Суонном, но Толкин её одобрил и подтвердил.
Во-вторых, мы можем обратиться к косвенным данным.
Мы немало знаем о самом Профессоре. Мы знаем его биографию, его музыкальные вкусы, мы можем судить о том, что он мог знать, а чего не мог, какие музыкальные ассоциации могли у него возникнуть, а какие в принципе не могли.
Так, скажем, Толкин был убеждённым католиком. И если мы спрашиваем, знал ли он некий факт, относящийся к католическому богослужению, ответ будет: безусловно, знал. 
Толкин получил классическое гуманитарное образование. Если возникает вопрос, знал ли он некие факты о древнегреческой культуре и философии, ответ будет: наверняка знал.
Толкин профессионально занимался средневековой литературой, хорошо знал и сами тексты, и культуру, в которой они рождались и жили. И если относительно каких-то деталей и особенностей мы видим, что они напрямую взяты из средневековой культуры, мы можем продолжить аналогию и «вытащить» вслед за этими моментами связанные с ними обстоятельства.
Как мы знаем, Толкин стремился создать эпос. И он пользовался языком существующих европейских эпосов, который прекрасно знал. Уже не имеет значения, намеренно он заимствовал некие детали или это просто были естественные элементы его образного языка. Ни цель, ни метод, ни результат от этого не зависят.
Антипример: мы знаем, что Профессора совершенно не привлекала и не интересовала восточная мистика. Кое-какие следы древних языков Ближнего Востока можно найти в его работах — но не более того. И если возникает вопрос, знал ли он что-либо о школах йоги, ответ будет — нет, скорее всего, не знал.
Откуда вообще появились все эти вопросы? Что объединяет греческую философию, средневековый эпос, йогу и Профессора?
Концепция мира-музыки.


Мир-музыка

Арда сотворена музыкой.
Обратившись к исследованиям, мы непременно встретим там упоминание, что сама идея мира-музыки много старше. Впервые она появляется у последователей Пифагора. Это знаменитая «гармония сфер».
Напомню: Земля находится в центре мира. Её окружают небесные сферы, которые несут на себе планеты и звёзды. В движении эти сферы производят звуки, и их сочетания гармоничны, благозвучны.
Однако я рискну утверждать, что музыкальная вселенная пифагорейцев вряд ли была близка Толкину. В их «гармонии сфер» нет присутствия Бога. Солнечная (то есть Земная, геоцентрическая) система в их трактовке напоминает музыкальную шкатулку, машину. А мы знаем, что Толкин недолюбливал машины.
Есть и другие представления о мире-музыке.
Восточную трактовку, изложенную в учении нада-йоги («йоги звука») Толкин, скорей всего, не знал. Я упоминаю её только для полноты картины: эта идея не является специфически европейской, она общечеловеческая.
Существует христианская версия мира-музыки. Её нельзя назвать широко известной. Полнее всего она изложена в одной из легенд об ирландском святом — Колумбане. У нас нет строгих доказательств, что Толкин знал эту легенду, однако есть косвенные. Профессор переводил один из мифов о святом Колумбане. Кажется вполне вероятным, что он знал и другие мифы о нём, в частности, тот самый — о плавании клириков и описании Рая.

Цитаты (полный текст).

"...Испытав тяготы странствий, они увидели впереди остров. На нем стояло одинокое величественное дерево с серебряными ветвями и золотыми листьями, крона его простиралась над всем островом, а на каждой ветке сидело множество птиц с серебряными крыльями. А на верхушке дерева стоял трон. А на нем — птица с золотой головой и серебряными крыльями. И вот о чем пела эта птица: с утра до истечения третьей части дня о том, как Бог сотворил мир, и с третьей части дня до полудня — о рождении и крещении Сына Божьего, о Его погребении и Воскресении, а после полудня — о том, что произойдет в день Страшного суда. Птицы на ветках внимали этим песням и вслед за тем принялись хлопать крыльями, отчего вниз потоки крови потекли. Клирики тоже внимали мелодичному пению птицы, и затем им был дарован лист с этого дерева, и накрыл этот лист их, ибо размером он был со шкуру взрослого быка. "Возьмите его с собой, — сказала птица, — и, возвратившись на остров Уи, положите на алтарь Колумбана". А на листе этом было описание Небесных чертогов, ангелов и Преисподней. После этого птица покинула их. И, проснувшись, они не увидели ни острова, ни дерева, ни птицы, но лист остался, и на нем начертано описание Небесных чертогов, Самого Досточтимого Царя и прочего.
После этого на мореплавателей обрушилась великая буря, так что души их были разлучены с телами и унесены, чтобы узреть Небеса и Преисподнюю, подобно тому как они были явлены апостолам. И вот в какую страну они попали вначале — то была Страна Святых, страна плодородная, сияющая, благодатная и удивительная, святые ходили там облаченные в одежды из белого льна, прикрыв головы белыми клобуками. Святые из восточных земель занимали восточную часть Страны Святых, из западных — западную, святые из северных и южных земель — север и юг. Каждый, кто оказывался в Стране Святых, слышал музыку и погружался в созерцание сосуда, заключавшего в себе девять чинов небесных. Святые порой сами исполняли чудесную музыку, славящую Бога, а порою слушали музыку небесного воинства, ибо им не о чем было заботиться, кроме музыки и созерцания Божественного сияния, ведь насыщались они ароматами, которыми была наполнена эта земля. На юго-восток оттуда расположено удивительное царство, отгороженное от Страны Святых хрустальным занавесом, а к югу стоят золотые врата, сквозь которые можно разглядеть облик всех чинов небесного воинства. Святых и небесное воинство не отделяют друг от друга ни тьма, ни занавес, вид находящегося по другую сторону небесного воинства и исходящее от него неизбывное сияние никогда не скрываются от святых. Более того, огненное кольцо окружает эту землю, и любой может проникнуть внутрь него и выйти наружу, ибо оно не причиняет праведникам никакого вреда. Двенадцать апостолов и Дева Мария стоят возле Всемогущего Господа, патриархи, пророки и ученики Христа находятся поблизости от апостолов, а святые девы — по правую руку от Девы Марии. Их окружают младенцы и дети, наслаждающиеся пением птиц из сонма небесного воинства. Сияющие отряды ангелов-хранителей со смирением и заботой вечно пекутся о них перед лицом Царя Небесного. Воистину ни один человек в этом мире не сможет доподлинно описать тех, кто находится там!
Праведники пребывают в Стране Святых, в великой славе до наступления дня Страшного суда, и они будут находиться там, созерцая лик Господа, который не сокроет от них ни пелена, ни тень во веки веков.
И хотя величественны и прекрасны сияние, счастье и свет, окутывающие Страну Святых, в тысячу раз превосходит все это вид равнины небесного воинства, простирающейся вокруг Трона Господа. И вот каков этот трон: он подобен находящемуся под балдахином сиденью, покоящемуся на четырех драгоценных камнях. Оттуда доносится гармоничная мелодия, издаваемая этими каменными колоннами. И уже одно это свидетельствует о славе и величии трона. Три благородные птицы сидят перед Царем Небесным, и их помыслы всегда обращены к Творцу. Их пение, славящее и возвеличивающее Господа, знаменует приход каждого из восьми часов для совершения молитвы, и вслед за ними песню подхватывает хор архангелов, а им вторят все небесное воинство, святые и девы.
Величественная арка возвышается над царственным троном Господа, венчая Творца, словно разукрашенный шлем или королевская диадема. Если человеческие глаза увидят ее, то сразу ослепнут. Три круга отделяют Господа от небесного воинства. Тысяча раз по шесть тысяч ангелов в образе коней и птиц окружают пламенеющий трон. Далее надо сказать о Всемогущем Господе то, что никому, кроме Него Самого или Его небесного воинства, не преуспеть в описании Его сияния, силы, исходящего от Него свечения, блеска и величия, Его необыкновенной щедрости и твердости, а также всего множества ангелов и архангелов, услаждающих Его пением, и слуг, по очереди подходящих к Нему и уходящих от Него с краткими посланиями к каждому из чинов, и Его приветливости и великого добросердечия к одним и Его суровости и жесткости к другим.
Если кто постоянно смотрит на Него — с запада или с востока, с севера или с юга, — он непременно видит перед собой лик Господа, сияющий ярче солнца. Воистину Он предстает не в человеческом облике, с ногами и головою, а как огромное облако, озаряющее красным пламенем весь мир, и каждый простирается перед Ним со страхом и трепетом. Его свет переполняет все небо и землю, и сияние, наподобие королевской звезды, окружает Его. Пение трех тысяч хоров, исполняющих каждый свою мелодию, сливается в единый хор небесного воинства. Эти три тысячи мелодий сладостнее любой музыки, какая только существует на свете. Вот описание Града, где расположен трон: семь разноцветных хрустальных стен окружают его. Каждая следующая стена выше предыдущей. Основание и нижняя часть Града — из прозрачного хрусталя. Воинство небесное весьма смиренно и очень приветливо, нет такого блага, которого у них не было бы в достатке, этот Град населяют святые и пилигримы, преданные Господу. Невозможно описать это, но их строй и порядок таков, что ни спиною, ни боком ни один из них не поворачивается к другому, но благодаря могуществу Господа они стоят лицом к лицу, на одной высоте и одинаковом расстоянии вокруг трона, и в то же время лица их обращены к Богу.
Алтарная преграда из хрусталя отделяет каждые два хора друг от друга, она украшена серебром, золотом и еще тремя полыхающими сверху драгоценными камнями, издающими мягкий, мелодичный звук, соединяющийся со сладостной музыкой хоров. Семь тысяч ангелов в образе языков пламени озаряют город со всех сторон, еще семь тысяч ангелов полыхают в самом его сердце, освещая то, что расположено вокруг. Люди со всего света собраны в одном месте, и сколь бы они ни были многочисленны, аромата, поднимающегося от одного языка этого пламени, хватит, чтобы насытить их всех.
Вот как выглядят небесное воинство, и сонм <праведников>, и ангел-хранитель. Перед главными вратами Града расположены два занавеса занавес огня и занавес льда, и их верхние части сталкиваются друг с другом на протяжении всей вечности. Когда это происходит, звук от удара распространяется по всему миру. Племя Адама, услышав его, с ужасом, дрожью и трепетом падает ниц. Горьким и наводящим страх кажется этот звук грешникам. Но если находиться с другой стороны от занавесов, там же где небесное воинство, то ужасного грома почти не слышно, он превращается в сладостную музыку, которая разливается там повсюду".

Я думаю, что это представление о звучащем Рае было куда ближе Толкину, чем механистическая картина древних греков.
Но что покажется странным и неестественным в этой дивной картине — нам, современным людям?
Не слишком ли много звука?

Эстетические категории

Наше представление о звучащем очень сильно изменилось с момента появления радио. Ещё радикальнее изменения стали с появлением общедоступных мощных динамиков. Сейчас мы больше всего ценим тишину. Тишина для нас — проявление уважения, признак деликатности. Избыточность звука нас утомляет и раздражает, а избыточность громкого звука — это просто пытка.
Но в древности и ситуация, и восприятие были совершенно другими.
Это отразилось в системе образов Средневековья.
Музыка означала радость. Музыка менестрелей веке в тринадцатом — это синоним радости. Встречаются выражения наподобие: «великую радость принесли менестрели» или «жонглёры устроили уйму радости и много барабанного громогласия». На Британских островах слово gle — «радость» — прямо означало искусство менестрелей. Сами менестрели звались «gleeman». Другой синоним радости — mirth — обозначал также и музыку. В Скандинавии певец обозначался кеннингом «радость людей».
Что же такое — для средневекового человека — громкая музыка?
Это не только великая радость, слава и блеск, это ещё и проявление власти. Король учинял праздничное шествие, и не могло быть королевского праздника без громкой музыки. Ведь это было ещё и редкое, необычайное переживание для средневекового человека. 
Цитата из средневековой бургундской хроники: «И серебряные трубы <...>, и другие трубы менестрелей, игрецы на органе, на арфах и других бесчисленных инструментах — все силой своей игры производили такой шум, что звенел весь город». И это не картина неуважения к людям, которые хотят тишины, напротив, это картина великого праздника.
Слова «Музыка была такой громкой, что нельзя было расслышать собственных слов» - означала в средние века высочайшую похвалу. Грандиозность представления, великолепие полнозвучия вызывали восторг.

Грандиозность представления, великолепие полнозвучия вызывали восторг.
И когда мы видим в Сильмариллионе фразу «Громки трубы Манвэ, но голос Ульмо глубок, как глубины океана» — это вовсе не о том, кто кого перекричит, это синоним слов «велика власть Манвэ» и т.д. Опять-таки Мелькор в Аинулиндале громкостью звука оспаривает власть, хотя там это много очевиднее и не требует расшифровки.
Мы ещё не раз вернёмся к языку Средневековья. Теперь же, наконец, — об эльфах.

Инструментарий

Конечно, прежде всего эльфы поют.
В Арде поют все — и "тёмные", и "светлые", самые великие и самые малые существа. Даже гоблины поют (в "Хоббите").
Но инструментальная музыка тоже занимает важное место. В самом начале Аинулиндале голоса айнур сравниваются с музыкальными инструментами — и этот абзац, пожалуй, самая большая музыковедческая загадка в толкинистике.
Почему названы именно эти инструменты?
Кто "внутренний автор" текста?
Если это Эриол из Утраченных Сказаний, возможно, он назвал те инструменты, которые были привычны ему как средневековому англичанину? Или он всё же в точности записал слова эльфов? В Утраченных Сказаниях эта фраза — прямая речь эльфа Румила... С другой стороны, Толкин очень многое в текстах переделывал. От Утраченных Сказаний до Сильмариллиона лежит долгий путь. Может быть, Професссор передумал, и в результате инструменты перечисляет всё-таки Эриол, а не Румил?
И почему это так важно?

Напомню саму проблемную фразу:
«Затем те, кто играл на арфах, и те, кто играл на лютнях, и те, кто играл на флейтах, и те, кто играл на свирелях, органы и бесчисленные хоры Айнур начали преобразовывать тему Илуватара в великую музыку»(c)Лосты
«И тогда голосами всех Айнур, подобными арфам и лютням, свирелям и трубам, альтам и органам, голосами, подобными неисчислимым хорам, стала вершиться Великая Песнь»(с) Сильм

Прим.: перевод, конечно, неверный, viola здесь — не современный оркестровый альт, а старинный инструмент, собственно виола или виела. 

Это единственное упоминание в легендариуме Толкина лютен и органов. Для них нет слов ни на одном из эльфийских языков.
Существует "иллюзия лютни". Начиная работу над исследованием, я была убеждена, что лютня — типичный эльфийский инструмент, наряду с флейтой и арфой. На самом деле — нет. Вероятно, сыграл свою роль фандом, и в "эльфийские лютни" превратились реальные гитары. Хотя теоретически не было никаких препятствий к тому, чтобы создавать лютни и играть на них, но всё же слов в эльфийских словарях для них нет.
А что насчёт органов? Мог ли в Арде — неважно, в Валиноре или в Смертных Землях, — существовать орган? 

Прим.: "орган" не обязательно означает огромный церковный или концертный орган. В Средние века были и маленькие органы-портативы.
Дамы, играющие на портативах.

Теоретически — мог. Предком современного органа был гидравлос, водяной орган. Полагаю, что в Арде за него отвечал бы майа Сальмар, изготовивший музыкальные инструменты для Ульмо. Хотя ближе всех к голосам моря были тэлери, но хитроумное устройство могло вызвать интерес и у нолдор, а нолдор могли принести соответствующие технические знания в Белерианд...
Но увы! это в чистом виде допущение-натяжка. В противовес можно сказать, что самый простой орган — это сложная машина, нехарактерная для Арды вообще и тем более — для эльфов.

А какой музыкальный инструмент можно назвать поистине эльфийским? Главным эльфийским инструментом?
Это, безусловно, арфа.
Арфы много раз упоминаются в текстах. Один из домов Гондолина — Дом Арфы. На арфах играют Маглор и Финрод, Галадриэль и Элронд, об арфе в ВК говорит Халдир. «Арфа певучая» звучит в Наставлении менестрелю, об Эаренделе. 

Who now can tell, and what harp can accompany 
With melodies strange enough, rich enough tunes, 
Pale with the magic of cavernous harmony, 
Loud with shore-music of beaches and dunes, 

Прим.: менестрель, очевидно, человек. При этом эльфийские мелодии называются "странными" и "богатыми". Запомним, это важно.

Наконец, единственное "каноническое изображение" музыкального инструмента — арфа на гербе Финрода.

Однако это не эльфийская арфа. Это арфа Беора, та самая "грубая арфа", на которой заиграл Финрод при встрече с людьми.
Почему мы приходим к такому выводу? Толкин изобразил самую древнюю разновидность арфы: лук с несколькими тетивами. Это арфа без колонны, то есть без третьей опоры. В реальных культурах такие арфы были в Египте и Шумере, но уже в Шумере появилась более совершенная конструкция. Дело в том, что арфа без колонны плохо держит настройку, а корпус её быстро деформируется из-за натяжения струн. Возможно, самые первые эльфийские арфы тоже выглядели так, но не в характере эльфов смиряться с недолговечностью вещей.

Древнейшие арфы реального мира.

Словари

Известно правило: чем более развита какая-то тема, тем больше слов по этой теме есть в языке. Если взглянуть на словари эльфийского с этой точки зрения, то обнаруживаются любопытные вещи.
Об арфах, опять-таки, больше всего слов. Упомянуты разные виды арф, и есть даже тропы, связанные с арфовым звуком. В словарях это большая редкость.

salma - по определению "лира или маленькая арфа". Вероятно, инструмент от семи до пятнадцати струн. Можно предположить, что это инструмент с "окном", и тем он отличается от другой "маленькой арфы", nandellë. 
Salma и nandellë в сравнении. 
Возможно, salma выглядела так (это круит, лира-предшественница кельтской арфы):

nandë и tanta - "обычные" арфы, вероятно, средних размеров (от 15-19 до 32-35 струн, очень условно).

Есть слово для "большой арфы" (вероятно, больше 35 струн) - cantl (cantil) (похоже, родственное финскому "кантеле"). Педального механизма у cantil, конечно, нет, — это сложная машина. Но размерами и весом, полагаю, она сравнима с оркестровой арфой.
Почему это важно? 
Устройство музыкального инструмента и то, как протекает его "жизнь", кое-что рассказывает о культуре народа. Некоторые инструменты можно изготовить буквально на коленке. Для других необходимо тщательно отобранное и подготовленное дерево (например, музыкальную ель раньше сушили прямо в лесу — подсекали и оставляли на корню на несколько лет). Для металлических инструментов (и частей инструментов) нужна, соответственно, продвинутая металлургия... В случае арфы-кантиль интересней другой момент. Музыкальные инструменты делятся на две группы: те, которые носят с собой, и те, что стоят на месте. Появление стационарных инструментов означает две вещи: есть определённые места, где они стоят, и есть культура слушания/посещения этих мест. Кантиль не особо повозишь из дома в дом (помимо прочего, в пути она неизбежно расстроится, а заново настроить сорок струн — целая история, даже если у тебя эльфийский абсолютный слух и ты никуда не торопишься). Лес ей тем более противопоказан. Это инструмент для больших залов — пиршественных, "каминных" и т.п. 

Что до тропов, то есть термины 
- vorongandelë (буквально "игра на одной струне арфы", по смыслу - "занудство") и 
- linganer ("вибрирующий/мурлычущий/жужжащий звук, подобный звуку арфовой струны")
Обратим внимание на последнее слово.

i lunte linganer - “the boat hummed like a harp-string”

Это из поэмы об Эаренделе. Обычно переводится, что "корабль звенел как струна арфы". Но у глагола to hum нет значения "звенеть"! Корабль, конечно, гудел или что-то вроде того. Почему эти звуки сравниваются со звуками арфы? Неужели просто для красоты, без связи с реальностью? Это не в духе Профессора.
Думаю, эту загадку мы можем разгадать с опорой на факты.

А это - звучание готической арфы

Не правда ли, аналогия становится яснее?
Гудящий звук характерен именно для готических арф (его дают специальные устройства, бреи). У кельтской арфы другое устройство и другой звук, намного более нежный, она не гудит, а звенит. Заметим, что для арфы у эльфов есть два "основных" термина, nandë и tanta.

Готическая арфа в музее (арфа из Вартбурга)

Самая знаменитая кельтская — арфа Бриан Бору

Вот сравнение  готической арфы и кельтской арфы.

Кстати, в Средние века арфа была доминирующим инструментом на Британских островах. На материке главным была виела.
Вполне возможно, что nandë и tanta — не синонимы, а обозначения арф с различным устройством. И одна из них — аналог гудящей готической арфы.
Может возникнуть вопрос, а зачем эльфам арфа с заведомо менее красивым звуком?
И на него тоже есть ответ. Струны готической арфы натянуты так слабо, что их можно прижимать пальцами, чтобы повысить тон струны. То есть с ней возможны более "странные" и "богатые", настоящие эльфийские гармонии. С кельтской арфой такое проделать невозможно, натяжение струн сильное и для смены тона нужны рычаги или так называемые лезвия.

Много в словарях разнообразных духовых инструментов — и деревянных, и тех, что принято называть "медными", хотя они вовсе не обязательно медные. Тропов не нашлось, но есть синонимы. 

róma — пресловутый рог Оромэ, синоним — romba. 
Слова для конкретных разновидностей труб: licin — именно изогнутая труба (изогнутых труб тоже великое множество, но можно предположить, что остальные слова относятся к прямым), tumpe — большая труба. 
hyalma — рог, сделанный из морской раковины (в реальном мире достаточно распространённый азиатский инструмент). Ulumúri, морские рога Ульмо, вероятно, "личное имя" ансамбля таких раковин. 
Также упоминаются трубы Манвэ.

simpa и simpina — флейты, скорей всего simpina высокого регистра (т.к. есть английское уточнение "flageolet"), polisimpe — многоствольная флейте ("флейта Пана"), rotsë — свирель.

На чём же именно играют Даэрон и Тинфанг Трель из Лостов? 
Скорей всего, на чём угодно. Флейта — технически не самый сложный инструмент, да и весит она немного. Разнообразить гармонии и тембр можно, просто меняя инструменты.

Удивительно, какое огромное место в инструментарии занимают разнообразные ударные: барабаны, гонги, колокольчики. Здесь возникает ещё одна иллюзия, как "иллюзия лютни", только обратная — иллюзия отсутствия. Часто ли в текстах упоминаются эльфийские колокола? Вспоминаются, конечно, колокола Валмара, — а сразу следом за ними орочьи барабаны. На самом деле упоминаний много больше. Звучит в Лостах гонг в доме Линдо и Вайрэ. Звучит во "Властелине Колец" призывный колокол совета Элронда. Бубенцы звенят на сбруе эльфийских лошадей.
Но словари дают картину ещё большего изобилия.

alapumba — большой барабан 
toma — маленький 
tombo — гонг 
tontilla — кимвал, есть слово tontil, означающее то ли кимвал, то ли тамбурин (что странно, т.к. это разные вещи). Похоже, что речь о "звенящем" ударном звуке (именно он объединяет эти два инструмента), может быть, о барабане с колокольчиками или аналоге бубна. 
nyellë — колокол вообще 
calon — большой колокол, cilin — маленький, cilintil — совсем маленький, бубенец

И наконец, струнные смычковые. Они существуют.
На них играют нолдор в Лостах, и для них есть слова в словарях. Их два: salquin — виола и salantil — скрипка.
Можно уверенно предположить, что salantil — это совсем не привычная нам оркестровая скрипка с её прекрасным поющим звуком. Это средневековая виела (та самая viola из Аинулиндале) или, из более близких инструментов, фиддл.
Дело в том, что к слову приведён перевод: "thrumsqueak-er", то есть бренчатьпищалка. Эльфы не очень любили скрипки :) Впрочем, не случайно само слово "скрипка" в русском языке связано со словом "скрип" — старинные скрипки именно скрипели.

Прим.: Толкин в письмах писал, что преклоняется перед скрипачами. Так что (по крайней мере в том, что касается музыковедения) не стоит проецировать на Арду личные вкусы Профессора. Он любил Шопена, но это не значит, что эльфийская музыка была похожа на музыку Шопена. 

Medieval Fiddle - Aurea Personet Lira

А что говорят словари о певческих голосах?
Здесь, пожалуй, важнее то, чего они не говорят.
Квэнья разделяет певца-lindo и певца-nyello.
Термин lindo встречается чаще, это также имя и часть имён, а Lindar — название народа. В словаре есть уточнение, что lindo — это ещё поющая птица. Nyello же — слово, однокоренное к nyellë, "колокол". 
То есть: одни эльфы поют, как поют птицы, другие поют, как звенят колокола. Других терминов нет.
Чего не хватает? 
Нет кантилены (то есть протяжной, широкой, долгой мелодии). Нет слова для песни, которая льётся как река (как нет и совершенной оркестровой скрипки с её "ангельским пением"). Зато есть ещё слово nalie, тоже связанное с колокольчиками — оно означает исполнение мелодии. 
Надо сказать, что кантилена — довольно позднее человеческое изобретение. Даже в народной музыке она появляется поздно (и не во всякой), в действительно старинных песнях её нет, певческие фразы короткие. Цельность образа для Толкина выше эффектности. Он не приписывает эльфам художественно великолепных, но слишком поздних достижений человеческого искусства, и сохраняет историко-культурный контекст эпоса.

Прим.: квэнийско/финское kantele и латинско/итальянское cantilena не родственны.

Заканчивая разговор об инструментах, отмечу ещё одну любопытную особенность. В Арде нет волшебных музыкальных инструментов и нет инструментов легендарных и "именных" (как, скажем, мечи). Чудесной силой музыки владеет сам музыкант, а не дерево и металл его инструмента. Флейта Даэрона и арфа Маглора безымянны. Финрод играет на арфе чужой, грубо сделанной, и играет хорошо.
Причём это уже позднее решение Толкина. В Утраченных Сказаниях есть следы иного подхода — Гонг Детей в доме Линдо и Вайрэ явно обладает собственной "магической" силой.

Что же играли на этих инструментах? И что пели?

Нотная запись

И здесь мы сталкиваемся с удивительным фактом. В мире, сотворённом музыкой, в мире, где поют все и музыка обладает огромной властью, — в этом мире нет музыкальной теории.
Лингвистика есть. То есть развитая гуманитарно-научная теория вполне может существовать, это не противоречит внутренним законам мира. Есть лингвисты, ламбенголмор. Их занимало развитие и изменение языков, различия между языками. А как же мелодии? Разве изменение напевов, различия между музыкой разных народов менее интересны? 
Нет нот — и ничего, подобного нотам.
Упомянуто, что Румил изобрёл знаки "для записи текстов и песен", но вряд ли здесь речь о нотах. Скорей всего, имелись в виду стихотворные тексты в отличие от прозаических. Так и в реальном мире многие песенники — это записи только текста.
Случайность ли это?
Почему так?
Можно ответить, что Толкин просто плохо разбирался в музыке и поэтому не стал писать о музыкальной теории. Но ему не нужно было в ней разбираться! Достаточно было просто упомянуть. Ведь не нужно ему было разбираться в металлургии и ювелирном искусстве, чтобы описать великих металлургов и ювелиров...

На самом деле здесь нет никакого парадокса. Это просто воспроизведение средневековой ситуации.
Целую тысячу лет, примерно с пятого до пятнадцатого века (а на самом деле и дольше), существовала так называемая менестрельная культура — культура профессиональных музыкантов, которые не пользовались нотами и не создавали организованной музыкальной теории. Кстати, современное положение дел во многом похоже на средневековое. Не все певцы знают ноты. Многие песни записаны в виде текста с аккордами. Если аудиозаписи не было, или кассета с записью испорчена, никто не слышал мелодии вживую или просто никто её не помнит — эта мелодия утрачена безвозвратно.

Как вообще (и для чего) появились ноты?
Это было изобретение, сделанное по запросу. Ноты были нужны церковным певчим. Без них руководителям церковных хоров приходилось каждого нового певчего обучать "с голоса" и сразу наизусть. Это было очень долго и тяжело, а священные песнопения искажались и забывались. Вспомним, что представление о священном оригинале текста, в котором нельзя изменить ни одной буквы или ноты, и даже ни одного нюанса, штриха, запятой — оно очень долго относилось только к текстам, священным в буквальном смысле. Только в эпоху романтизма возникло представление о композиторах или писателях — великих творцах, чьи рукописи бесценны. 
Ноты в одиннадцатом веке изобрёл монах Гвидо из Ареццо. Он пришёл со своим изобретением прямо к папе Римскому (представьте, насколько важным и нужным было его дело!). Папа попробовал почитать с листа по новой системе, пришёл в восторг и одобрил ноты. За считанные годы они распространились среди духовенства по всей Европе. 
Но прошло ещё несколько веков, прежде чем нотами стали пользоваться менестрели. Ноты были им просто не нужны. Действительно хорошую музыку запоминали и так, а недостаточно хорошую не жалко было забыть.

У эльфов не было религии и не было "канонических" текстов чего бы то ни было. Память у эльфов лучше, чем у людей. Эльфы бессмертны, и риск, что кто-то унесёт песни с собой в могилу, невелик. Все эльфы музыкальны. Конечно, не у всех есть большой талант или особенно красивый голос, но эльфов, которым медведь наступил на ухо, не бывает :) Необходимости в нотах в Арде так и не возникло.

Допущение: если бы запись всё же появилась, скорей всего, это было бы развитие идеи «техт», огласовок. Знаками над строкой записывались гласные звуки, и кажется естественным, что вторым рядом техт могли бы записывать музыкальные тоны. Если бы захотели :)

Жанры

Обратимся же, наконец, к тем двум достоверно эльфийским мелодиям, которыми мы располагаем.

J.R.R. Tolkien singing "Namárië

Если вы не слышали этой записи раньше, полагаю, что вы удивлены. Это мало похоже на сказочно красивую эльфийскую музыку. Что же это такое на самом деле?
Это григорианский хорал. Церковное песнопение, в настоящее время — католическое.

Григорианский хорал

Оно всегда одноголосно и это всегда распев текста — музыка, которая без текста не существует. Подобное пение существовало уже в первые века нашей эры, а в конце шестого века было канонизировано. То есть с шестого по одиннадцатый век оно неизбежно изменилось, но достаточно слабо. Как только в одиннадцатом веке изобрели ноты, оно было записано нотами и с тех пор не менялось вообще.
Но почему Галадриэль поёт григорианский хорал?

Зарубежный исследователь David Bratman предлагает ответ "в лоб". Галадриэль — эльф, при этом не просто эльф, а аманэльдэ, калаквендэ, существо ангелической природы, и она поёт о Валиноре как ангел мог бы петь о Небесах. Григорианский хорал — это возвышенная и божественная музыка.
Но в легендариуме Толкина нет настолько примитивных и прямолинейных ассоциаций.
Кроме того, внутри мира это отнюдь не священная музыка. Напротив, именно синдаринский гимн к Элберет называется "аэрлинн", на квэнья было бы айрэлиндэ, священное песнопение, но на квэнья этого слова как раз нет.
Другой исследователь, Тобиас Эшер, проводит более утончённую аналогию. Галадриэль очень много лет, она родилась ещё в свете Древ, и поэтому она поёт в очень древнем стиле.
Точного ответа мы не узнаем. Но можем сделать предположения. 
О музыкальных жанрах вообще у Толкина сказано очень мало, и мало слов для них есть в словарях. 
Лирулэ — весёлая песня, найниэ — плач. На синдарине есть слово для гимна, аэрлинн, в прото-синдарине есть лулви — колыбельная, оно же лиллир, и gwethlir, "song of welcome" — приветственная песня.
Анн-теннат Арагорн читает нараспев, скорей всего, эти баллады пелись. Уточняется, что "нарн" — это тексты, которые не поются. Всё остальное — просто музыка, песни вообще и танцы вообще.

Какой жанр упоминается чаще всего? 
Найниэ. Это Алдудение Элеммирэ, Нолдолантэ Маглора и Намариэ Галадриэль (а также синдаринская Лаэр ку Белег, которую сложил Турин. Найниэ же пытается сложить Хурин в память о Лалайт).
Мы можем предположить, что подобный склад характерен именно для плачей.
Григорианский хорал — это музыка, которая практически без изменений существует около полутора тысяч лет — в нашем мире, в мире смертных. Возможно, найниэ — это именно то, что не меняется.
Григорианский хорал очень сильно отличается от бытовой музыки. Возможно, найниэ — то, что сильно отличается от песен, привычных эльфам.
Обратимся же ко второй мелодии.

Donald Swann

Её музыкальный язык тоже довольно стар. Он сформировался в начале XIX века у Шуберта. Но в середине XX века такие песни всё ещё сочинялись и не казались устаревшими. 
Возможно, здесь сопоставлены именно две музыкальные системы, которые в нашем мире разделяет полторы тысячи лет. Галадриэль поёт на квэнья, а гимн сложен на синдарине. Возможно, это противопоставление музыки нолдор и синдар?
Предположений много, а данных недостаточно. Но есть один факт, который эти мелодии доказывают стопроцентно: эльфийская музыка — неодинаковая :)

Склад и строй

Относительно склада всё довольно просто. Это, безусловно, многоголосие. Так кажется интуитивно, это подтверждается текстами, и это характерно и для средневековой музыки также. Много раз упоминаются переплетающиеся мелодии.
Какое именно многоголосие? Полагаю, что самое разное. Никаких фактов относительно этого нет, но если домысливать, то можно домыслить и строгие формы имитационной полифонии — такая сложная музыка могла заинтересовать нолдор.

Из Лостов:
Now came the Teleri led by the white-robed people of the Inwir, and the throbbing of their congregated harps beat the air most sweetly; and after them went the Noldoli mingling once more with their own dear folk by Manwë’s clemency, that his festival might be duly kept, but the music that their viols and instruments awoke was now more sweetly sad than ever before. And last came the people of the shores, and their piping blent with voices brought the sense of tides and murmurous waves and the wailing cry of the coast-loving birds thus inland deep upon the plain.
Then was all that host marshalled before the gate of Valmar, and at the word and sign from Inwë as one voice they burst in unison into the Song of Light. This had Lirillo written and taught them, and it told of the longing of the Elves for light, of their dread journey through the dark world led by the desire of the Two Trees, and sang of their utmost joy beholding the faces of the Gods and their renewed desire once more to enter Valmar and tread the Valar’s blessed courts. Then did the gates of Valmar open.

Специально упоминается, как нечто необычное, случай, когда эльфы запели в унисон.

А как были настроены струны эльфийских арф?
Согласно легендариуму, Арда — это прошлое нашего мира. То есть законы акустики в ней те же самые. Существует обертоновый звукоряд, скрытые призвуки в каждом звуке. Чем ближе призвук к начальному тону, тем совершеннее и гармоничнее созвучие. Ближайший набор призвуков составляет привычное нам мажорное трезвучие.
Пение а капелла (без сопровождения) и игра на безладовом инструменте всегда немного "сползают" в натуральный строй, именно потому, что он естественный.
Существовало несколько вариантов натурального строя. От каждого тона обертоновый звукоряд свой, и нужно было как-то согласовать призвуки в единой гармонии. Однако там, где в музыке возникают интервалы, аккорды, переходы в отдалённые тональности, любой натуральный строй звучит фальшиво. Были разные попытки как-то это исправить, но некоторая фальшь неизбежна. И тогда человеческие музыканты превратили слабость человеческого слуха в силу — создали равномерно темперированный строй.
В равномерно темперированном строе фальшь более или менее равномерно "размазана" по всем интервалам гаммы. Из-за этого человеческое ухо её практически не воспринимает.
Однако надо заметить, что при рождении темперированного строя у него были и противники. Они говорили, что в натуральном строе у каждого аккорда собственное, неповторимое звучание, а в темперированном все аккорды одинакового строения механически одинаковы.
Какой строй использовали эльфы?

Прим.: вероятно, с эльфийской точки зрения неизбежная фальшь, заложенная в самой природе звука — это одно из главных "достижений" Мелькора.

Вопрос остаётся открытым. 
Я думаю, что равномерная темперация — чисто человеческое изобретение. Вряд ли подобное могло прийти в голову эльфу. Дело в том, что фальшивые созвучия в натуральном строе можно как-то обыгрывать или просто избегать их. Неизбежная фальшь равномерного строя для тонкого эльфийского слуха была бы чем-то вроде пытки. Увы, мы не смогли бы похвастаться перед эльфом наивысшими достижениями нашего музыкального искусства. И Бах, и Моцарт, тем более композиторы более позднего времени — все они писали в равномерно темперированном строе.

А что же музыка предыдущих эпох? Тогда строй был другой.
Наш слуховой опыт основан на очень ярких музыкальных приёмах и сочетаниях. Возможности натурального строя (для простоты я называю натуральным строем все варианты) ограничены, таких ярких гармонических контрастов в нём просто нет. Поэтому старая музыка кажется нам однообразной. Современникам она такой не казалась, у них был другой слуховой опыт и другие привычки.
Но стоит сделать поправку на то, что уж тембры эльфийских голосов и эльфийских инструментов точно были прекрасны. Скажем, хоры Палестрины очень отличаются, когда их поёт какой-то рядовой хор или ансамбль — и когда их поёт ватиканский хор.

Но обертоновый звукоряд не заканчивается, он продолжается бесконечно всё меньшими и меньшими интервалами. Возникает вопрос о микрохроматике — то есть о том, использовали ли эльфы натуральные интервалы меньше полутона.
В определённый момент натуральные интервалы становятся слишком малыми даже для эльфийского слуха (и слышат их только майар :)). Но до этого лежит некая область интервалики, нормальная для эльфа и плохо различимая для человека. Возможно, именно использование этих звуков рождало "странные" эльфийские гармонии, о которых говорится в стихотворении.
По крайней мере четвертитоны человек после тренировки может слышать и петь, а некоторые различают и восьмые доли тона. Существуют эксперименты с четвертитоновой эльфийской музыкой. Это именно эксперименты, нельзя утверждать, что они ближе к действительности. В конце концов, аутентичные мелодии не используют четвертитоны. Но сами эксперименты очень интересны (см. у Тамлин).

Что касается ладов, то среди них наверняка были все натуральные лады — просто потому, что они естественно рождаются из натурального звукоряда. Мажора и минора в современном понимании, кстати, не было. Их звукоряды совпадают с ионийским и эолийским, а сами мажор и минор — больше системы мышления, чем звукоряды.
А вот другие лады... Слух, для которого естественны четвертитоны, допускает бездну альтернативных ладов. В Древней Греции — то есть в человеческой европейской культуре — существовал энармонический тетрахорд (т.е. некий аналог гаммы), состоявший из большой терции и двух четвертитонов. Он считался сложным и изысканным. Свободное владение четвертитонами дало бы множество звукорядов с самыми причудливыми сочетаниями, а интервалы и аккорды в этих звукорядах — самые "странные и богатые" гармонии, как и сказано в "Наставлении менестрелю".

Ритм
О ритме в эльфийской музыке можно сказать немногое. В найниэ Галадриэли ритм свободный, бестактовый, в синдарском гимне — чёткий счётный. Значит, существовали оба варианта.
Далее следуют допущения и натяжки. Можно представить, что "музыка моря", характерная для тэлери — музыка прежде всего с простым и постоянным ритмом, что нолдорское музыкальное искусство использует сложные ритмы и полиритмию, как в мензуральной нотации (как бы "перестук молотов в кузнях"), что в ваньярской вокальной музыке вообще нет определённого ритма... но других фактов нет, или я их не знаю.

Заключение
Я практически не использовала другие музыковедческие исследования в области толкинистики как источники. Их немного и на английском: два сборника статей, вышедших в 2010 году:

Music in Middle-earth  и Middle-earth Minstrel
Тем, кто хочет больше узнать о менестрельной культуре, рекомендую книгу Сапонова М.А. Менестрели.
Первооткрывателем музыковедения в отечественной толкинистике была Vityariel с трактатом Lindale Eldava , я со многим в этой работе не согласна, но отдаю дань уважения :)